В «Тоске» Пермской оперы «процитируют архитектуру» Замка Святого Ангела

На фото — репетиция спектакля «Тоска» © пресс-служба Пермского театра оперы и балета

С 28 по 31 марта в Пермском театре оперы и балета пройдёт премьерный блок показов «Тоски» Джакомо Пуччини в постановке Фёдора Федотова. Музыкальный руководитель — Тимур Зангиев, для которого эта работа станет дебютной в Пермской опере.

Одна из самых популярных опер мирового репертуара, «Тоска» Пуччини написана на рубеже 19 и 20 веков и во многом сохраняет черты смены эпох и стилей. В основе сюжета оперы — пьеса Викторьена Сарду, созданная специально для Сары Бернар.

Режиссёр Фёдор Федотов рассказывает: «Музыка Пуччини — материал настолько горячий, что ему требуется остранение. Чем холоднее и формальнее ты с ним работаешь, тем более объёмно он раскрывается — и видеосъёмка в реальном времени как раз подходит для подобных целей лучше всего. К тому же в случае „Тоски“, как мне кажется, девяносто процентов успеха спектакля — это умение хорошо рассказать историю, а нарратив в наши дни — прерогатива прежде всего экранных видов искусств. Тем более что партитура Пуччини написана как идеальный режиссёрский сценарий, по которому так и хочется снять кино: неслучайно новые фильмы-оперы, снятые по „Тоске“, появляются каждые десять-двадцать лет — и бьют все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам и сборам. Ну и, пожалуй, самое важное для меня обстоятельство: желание добиться психологической достоверности происходящего на сцене почти всегда входит в конфликт с гиперболизацией художественного жеста, который в принципе присущ музыкальному театру. Видео помогает разрешить это важнейшее противоречие оперного жанра».

Пространство, созданное Ларисой Ломакиной, вдохновлено историей и архитектурой римского Замка Святого Ангела. Художница рассказывает: «В работе над „Тоской“ для меня всегда были принципиальны два обстоятельства: то, что нам документально точно известно, когда и где происходят события третьего акта оперы Пуччини, — и то, что это реально существующее пространство на протяжении веков пережило ряд метаморфоз. Как известно, изначально римский Castel Sant’Angelo был выстроен во II веке как гробница для римских императоров. В эпоху Возрождения он был реконструирован — и на протяжении долгого времени использовался в качестве тюрьмы, а сегодня работает как музей. Мы по сути цитируем архитектуру Замка Святого Ангела и используем те материалы и фактуры, с которыми он ассоциируется по сей день, — большие светлые камни, древнеримский кирпич плинфу. Пространство спектакля симультанно: меняются его функции, детали интерьеров, по-своему расставляются акценты, но архитектура, с которой мы встречаемся в первом акте, остаётся неизменной вплоть до финала».

Подробнее об этом можно будет узнать 27 марта на лекции «Замок Святого Ангела. Центр мира» Максима Атаянца. Это событие входит в очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» Пермской оперы, образовательной программы, традиционно устраиваемой в дни премьерных показов новых постановок. Также 31 марта пройдёт публичное интервью Богдана Королька с Фёдором Федотовым «При чём здесь Тарантино?».

В постановочной команде спектакля — художник по свету Иван Виноградов, художники по видео Валерий Ершов, Михаил Мясников и Алан Мандельштам, хореограф Алексей Расторгуев, драматург Дмитрий Ренанский и другие.

В премьере заняты Зарина Абаева, Анжелика Минасова, Борис Рудак, Дмитрий Шабетя, Энхбат Тувшинжаргал, Александр Краснов, Рауф Тимергазин, Тимофей Павленко, Александр Егоров, Эдуард Морозов, Данис Хузин, Анатолий Шлиман, Сергей Костарев, Алексей Герасимов и Александр Погудин.

Комментарии
Предыдущая статья
Муромцев ставит «исследование творчества» по Вагинову 26.03.2024
Следующая статья
Нерон, он же Муссолини 26.03.2024
материалы по теме
Новости
Волкострелов в Перми исследует «полифонию жизни» в коридоре
Сегодня и завтра, 27 и 28 апреля, на «Сцене-Молот» Пермского Театра-Театра пройдёт премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Коридор».
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.