22, 23 и 24 февраля на Основной сцене Александринского театра играют премьеру — новый спектакль худрука театра Валерия Фокина «Рождение Сталина».
Наиболее занимающий создателей постановки конфликт — метаморфоза «революционного романтика», фактически внутренняя подмена одного человека другим — в спектакле выражена буквально: как уже писал журнал ТЕАТР. ранее, роль Иосифа Сталина в спектакле сыграет Пётр Семак, а Иосифа Джугашвили — Владимир Кошевой. «Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и одновременно — это неизбежно — исчезает человек по имени Джугашвили», — пояснял Валерий Фокин.
Для Владимира Кошевого это первый опыт на Александринской сцене. В числе «технически» сложных моментов были и неожиданные — например, Кошевой для спектакля выучил несколько стихотворений на грузинском языке, которые будущий «отец народов» написал в молодые годы.
Однако сложный материал (напомним, в основе «Рождения Сталина» — сложный монтаж документальных материалов, включая недавно открытые, и художественных произведений: варианты пьесы Михаила Булгакова «Батум», «Бесы» Фёдора Достоевского и современные тексты) не вызывает у артиста формального конфликта: среди его прежних театральных работ — и драматическая роль в «Нурееве» Кирилла Серебренникова, и Дубровский в «Чёрном русском» Максима Диденко.
Зато говорит Владимир Кошевой о конфликте другого рода: «Когда я получил предложение сыграть эту роль, я отнёсся к этому с радостью, но и с опаской. Ведь к этой исторической личности в обществе есть вполне определённое отношение, которое я и сам разделяю. Но языком театра можно и должно говорить обо всём…».
И уточняет: «С меня как будто кожу сдирали. Потом я ещё час сидел, чтобы вернуться в наш мир. И это при том, что у меня большой опыт, я сыграл целую галерею злодеев! Моё отношение к моему герою отрицательное, и даже больше — я его ненавижу. Почему я взялся за эту роль? Потому что артисты — это проводники, и так уж получилось, что мне вновь предложили поразмышлять над темой, за которую я взялся ещё в начале своего профессионального пути: „Тварь ли я дрожащая, или право имею?“ Эта мысль лежит в основе нашего спектакля, этот страшный, основополагающий конфликт с Богом…».
Вторую принципиальную тему спектакля, наряду с трагическим «превращением» отдельной личности, создатели определяют как «искушение общества» — речь идёт не только о человеке, но и о социуме в целом: «В биографии Сталина действительно много алогичного и даже мистического… Мистика ещё и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», — отмечает Валерий Фокин.
Автор фото — Аркадий Иванов.