С 6 по 9 июля на Камерной сцене Большого театра пройдёт серия премьерных показов оперы «Король» Умберто Джордано в постановке Юрия Муравицкого. Дирижёр-постановщик — Антон Гришанин.
«Король» продолжает традицию постановок в Большом театре малоизвестных и редко исполняемых сочинений. Эта опера была написана в 1929 году специально для колоратурного сопрано Тоти даль Монте, которая с успехом исполняла ведущую партию Розалины. После ухода артистки со сцены публика потеряла интерес к опере, и она была забыта на многие годы. В Большом театре это название будет представлено впервые. К творчеству Умберто Джордано театр обращался лишь в 1897 году: тогда была поставлена самая известная опера композитора «Андре Шенье».
«Король» — оперный дебют Юрия Муравицкого и первая постановка на сцене Большого театра. Действие спектакля разворачивается вокруг дочери мельника Розалины, охладевшей к своему жениху и переключившей свой интерес на короля. «Героиня вообразила нечто, во что поверила сама, и, борясь за достижение иллюзорной цели, разрушила и свою жизнь, и жизни окружающих, — рассказал Юрий Муравицкий пресс-службе Большого театра. — Сюжет, как видим, достаточно популярный и в мировом искусстве, и в жизни. Однако опера называется не „Розалина“. Она называется „Король“. И при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Король в этой истории — фигура гораздо более важная и даже ключевая. Говорят, что авторы всегда пишут про себя (в том смысле, что зачастую один из персонажей произведения олицетворяет альтер эго своего создателя). Думаю, что в данном случае автор ассоциировал себя именно с Королём, не сумевшим сохранить власть над чувствами молодой девушки».
По словам режиссёра, опера пронизана иронией и даже самоиронией, но при этом несёт глубокий смысл, тяготея к жанру притчи. «„Король“ — стилистически необычное, оригинальное сочинение, — говорит Юрий Муравицкий. — С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем поздне-романтической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты „Поколения 1880-х“ или, как их ещё называют, „Пять великих“: Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казелла, Ф. Альфано. Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определённых процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика — ещё одна причина, по которой её так редко ставят. „Король“ — это не есть веризм в его абсолютном воплощении. Но при этом композитор-верист, конечно, не мог в одночасье отказаться от всего, что исповедовал ранее. Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: „Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король“. Это — игра со стилем, и даже не с одним. Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность».
Над оформлением спектакля работали художник-постановщик Пётр Окунев и художник по свету Евгений Подъездников. Хормейстеры — Александр Критский и Павел Сучков.