На Новой сцене ТЮЗа имени Брянцева вышел спектакль Дмитрия Волкострелова «Розенкранц и Гильденстерн». В черно-белом камерном пространстве-трансформере, рассчитанном на 50 зрителей, сыграли спектакль-шахматную партию.
За столом двое в слегка небрежных пиджаках: такие любили физики, лирики и шахматисты. На заднике то и дело появляются числа: 10 сентября 1984 года, 12 сентября 1984 года и все другие даты, в которые происходил знаменитый матч на первенство мира по шахматам между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Когда-то этот матч стал синонимом борьбы двух миров: душного, но привычного застоя (его олицетворял Карпов, член КПСС, абсолютно лояльный и всячески обласканный правительством Брежнева) и надвигавшихся перемен (тонущая в брежневском застое интеллигенция в Каспарове — с самого первого его появления — безошибочно почуяла что-то диссидентское).
Для тех, кто не в курсе: матч-рекордсмен по количеству партий длился с 9 сентября 1984 года по 15 февраля 1985 года в Москве и был прерван президентом ФИДЕ Флоренсио Кампоманесом, решившим закончить поединок без выявленного результата. Сначала все шло по ожидаемому сценарию: молодой Каспаров стремительно проигрывал действующему чемпиону мира Карпову, но после счета 5:0 что-то пошло не так: Каспаров сначала одержал одну победу, после — серия ничьих, затем — снова победа. Число партий было неограниченно, зрители следили уже не столько за счетом, сколько за противостоянием двух подходов к жизни — на доске и вне ее.
Сегодня уже мало кто помнит, что и кто олицетворял на этом матче. Вероятно, кому-то предложенная Волкостреловым рифма кажется неочевидной. Режиссер, который в этой работе выступил и драматургом, и художником, и даже художником по свету (в программке — только он, его помощники и актеры) называет свой спектакль именами второстепенных героев-протагонистов шекспировского Гамлета, главных героев абсурдистской пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». У Стоппарда пьеса начинается с того, что Розенкранц и Гильденстерн играют в орлянку и не могут понять, почему 85 раз подряд выпадает орел, что противоречит и теории вероятности, и закону средних чисел.
40 ничьих (именно столько было в том матче Карпова и Каспарова) — явление, которое так или иначе можно объяснить. Правда, игрались эти ничьи внутри советской действительности, которая все стремительнее превращалась в абсурдистскую орлянку.
Лексика этой орлянки — информация о том, сколько длился каждый световой день шахматного поединка Карпова-Каспарова, какое расстояние от Москвы до Киева, Минска, Ташкента и других столиц республик СССР, каким мылом мыть жирные волосы (раз в семь дней), а каким — сухие (раз в 12-14 дней). Текст, собранный из этих сообщений, приправленных передовицами «Правды», заявлением Каспарова после решения судьи прервать матч и современными интервью Карпова и Каспарова озвучивают Иван Стрюк и Андрей Слепухин, волкостреловские Розенкранц и Гильденстерн. Словесный абсурд, в который превращаются реплики от одного только соседства друг с другом, разбавляется игрой в вопросы и ответы из анкеты Пруста.
Поздний застой оказывается препарирован и разложен на языковые молекулы. Подобной деконструкцией ситуации, в которой десятилетиями существовал советский человек, Волкострелов уже занимался в спектакле «1968. Новый мир». Текст того спектакля складывался из реплик, взятых из документальной части фильма Михаила Калика «Любить»; последнего слова семи диссидентов, вышедших на Красную площадь в августе 1968 года; команд радиоведущего советской зарядки и текстов, опубликованных в журнале «Новый мир» за 1968 год. Тогда, в том спектакле, Волкострелов сделал открытие: читать сегодня большую часть текстов этого самого «левого» «Нового мира» — невозможно. Но в финале «1968» был эпилог — и в нем по деревянному заднику, в который превращался пожарный занавес, бежали титры с рассказом пионера электронной музыки Джорджио Мородера про его мечту — услышать звук будущего.
Герои «Розенкранца и Гильденстерна» озвучивают языковую бессмыслицу под сменяющие друг друга даты на заднике: будущее рождается и тут же умирает. Слова оказываются лишь фоном. Некоторым датам соответствует молчание героев — в тишине включаются и гаснут фонари, освещающие стол, за которым играется бесконечная ничья. И здесь на ум приходит закат из недавней премьеры театра post «Мы уже здесь»: этот закат освещал землян, колонизировавших Марс. На этом Марсе ничего не происходило, если не считать событием пропавшую связь с Землей. Но, вероятно, там даже была возможна жизнь, предполагающая создание нового мира — вроде проектирования домов для другой планете. В пространстве, где обитают волкостреловские Розенкранц и Гильденстерн, возможен только брежневский вакуум: в то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, они час двадцать (столько идет спектакль) наблюдают за бессмысленно утекающим временем. Время и есть третий, по-настоящему главный герой спектакля. Оно даже отбрасывает тень на белую стену и оказывается так и не передвинутой шахматной фигуркой в матче, где было сыграно сорок ничьих.
Карпов и Каспаров живы
Комментарии
Предыдущая статья
Страна на чемоданах
Следующая статья
По Транссибу с Конституцией
материалы по теме
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…