Кардымон и Зайцев поэтически осмыслят пьесу о детстве в ГДР

Промоизображение перформанса «а потом» © соцсети Центра Вознесенского

20 октября в московском Центре Вознесенского пройдёт показ поэтического перформанса Полины Кардымон и Егора Зайцева «а потом» по одноимённой пьесе Вольфрама Хёлля.

Центр Вознесенского, сотрудничая с театрами и создавая собственные перформативные проекты, традиционно делает акцент на поэтической составляющей текстов, спектаклей, природы выбранного материала. Пьесы Вольфрама Хёлля — одного из интереснейших современных немецких драматургов — полностью отвечают этому запросу. Более того, в анонсе предстоящего показа говорится, что это «постдраматическое воплощение в большей степени поэтического, чем драматического текста, в котором слово может терять смысл, превращаться в звук, в движение, в изображение».

Пьеса «а потом» была написана в 2013 году и сразу же поставлена в Лейпциге и Веймаре. А уже спустя три года познакомиться с этим текстом зрителям предложил МХТ имени Чехова: на проекте «Немецкий театр. Впервые на русском» эскизную работу с участием Наташи Швец, Алексея Варущенко, Артёма Соколова и Эдуарда Чекмазова представил режиссёр Тильман Кёлер. В анонсе этого события содержание пьесы описывалось так: «„а потом“ — грустный и нежный текст, воспоминание подростка о далёком времени перемен. Одна государственная система сменяет другую, а место остаётся одним и тем же: панельные многоэтажки на окраине большого города. Это текст о потере, о прощании. Пьеса похожа на детские стихи, полные странного ритма, детского изумления, богатства образов. Герой пьесы — ребёнок, выросший в ГДР. Он строит мир по своей системе. Он считает многоэтажки, камни на детской игровой площадке, этажи и дверные звонки. Вольфрам Хёлль словно создаёт в своей пьесе „а потом“ эскиз пространства памяти для молодых людей из Восточной Германии в непростое время перелома. Опыт потерь и потрясений, осознание быстротечности бытия, тоска и крушение привычного образа жизни аккумулируются в какой-то „моментальный кадр“ жизни, в микрокосм одной семьи, балансирующей на грани разрушения».

А сам Тильман Кёлер говорил о сочинении Хёлля так: «Пьеса повествует о детстве после краха социализма: глазами ребёнка мы наблюдаем, как меняется страна, жизнь, семья. Автору удаётся поймать настроения самого начала времени перемен (воссоединения Германии) и проследить, как этот перелом внедряется в детское сознание и остаётся там навсегда. Впечатляющим образом Хёлль показывает ставшие бессмысленными символы и обречённость детей, рождённых в этот мир. Это сочинение, в котором речь идёт о конце „холодной войны“: что остаётся, когда „сходит ледник“, что остаётся в людях. Обломки, обрывки воспоминаний, холодные камни… Вид пьесы, напечатанной на пишущей машинке, представляет собой некий пейзаж, пейзаж воспоминаний. Вольфрам Хёлль набросал партитуру без какого-либо распределения ролей, сочинил очень нежный текст о памяти, об утрате биографий и о разрыве связей между поколениями».

«а потом» и в самом деле не только «набор слов», но и своеобразный художественный артефакт, где важно визуальное решение — «текст, набранный на пишущей машинке с соответствующим ударом, шероховатостями, ошибками», как описана пьеса Хёлля в справочной публикации Гёте-института. И если один из авторов предстоящего перформанса, Егор Зайцев, заостряет внимание на поэтической составляющей текста, поскольку сам он поэт и драматург, то для Полины Кардымон, много работающей как режиссёр и художник на стыке жанров, в области синтетического театра и на территории визуальных искусств, очевидно, важна и форма, «внешний вид» пьесы Хёлля. Отметим, что у Кардымон есть и оригинальный «книжно-театральный» опыт: вместе с Элиной Куликовой она создала так называемый play-book спектакль «| общее место |».

Участвовать в поэтическом перформансе в Центре Вознесенского будут Анна Соколкова, Юлия Разумовская, София Петрова и Илья Зайцев. Пьеса прозвучит в переводе Александра Филиппова-Чехова.

Посетить показ можно бесплатно по предварительной регистрации.

Комментарии
Предыдущая статья
В «КУКФО» создают «мелодию одной мечты» по сказке Андрея Кутерницкого 17.10.2024
Следующая статья
Челябинский театр современного танца ищет «причины жить» 17.10.2024
материалы по теме
Новости
Франдетти возглавит Большой театр оперы и балета в Ташкенте
Сегодня, 17 декабря, стало известно, что режиссёр Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои.
Новости
Потапов ставит в «Балтдоме» шукшинскую «притчу о блудном сыне»
21 декабря на Основной сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» пройдёт премьера спектакля Сергея Потапова «Калина красная» по одноимённой киноповести Василия Шукшина.