Кирилл Люкевич устроит в Александринке «Кабаре им. Мейерхольда»

На фото — момент репетиции спектакля «Кабаре им. Мейерхольда» © Владимир Постнов / пресс-служба Александринского театра

4 и 5 апреля в пространстве «Седьмого яруса» Александринского театра пройдёт премьера спектакля Кирилла Люкевича «Кабаре им. Мейерхольда». В основе постановки — документальные свидетельства о театральном реформаторе и его времени, собранные драматургом Настасьей Фёдоровой.

Премьера приурочена к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, которому посвящена обширная программа Александринки (центральное событие, выпуск постановки Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр», прошло в феврале). Авторы «Кабаре им. Мейерхольда» предлагают зрителям своеобразный дайджест по жизни режиссёра, в полусотне микрономеров прослеживая его путь от рождения до смерти. Жанр постановки, основанной на свидетельствах современников Мейерхольда, создатели определяют как «документальную сказку», а в качестве формы выбирают вынесенное в название кабаре. Отчасти это связано с самим героем: у Мейерхольда был короткий опыт создания собственного кабаре «Лукоморье», которое из-за быстрого провала прозвали «Мухоморьем».

Режиссёр Кирилл Люкевич почти всегда работает на стыке драматического и фигуративного театра, и «Кабаре им. Мейерхольда» не станет исключением. Основным выразительным средством здесь стали театральные маски, с помощью которых зрителям будут представлены 12 исторических личностей, включая заглавного героя спектакля. Ещё три персонажа — Ленин, Сталин и Николай II — появятся в виде кукол. Освоить работу с масками и куклами актёрам Александринки помогали артисты театра Karlsson Haus Филипп Бородин и Ксения Пономарёва-Бородина.

Подробно о премьере нашей редакции рассказал Кирилл Люкевич: «Конечно, работая над спектаклем, где главной фигурой является режиссёр, причём режиссёр, который работал в разных жанрах, экспериментировал, изобретал, мы не могли обойтись без создания такого мира театра в театре. Кажется, что у нас есть некоторые представления — по описаниям спектаклей Мейерхольда, — как оно было. На них мы опирались. Но точно никто уже не знает, как это было… Некоторые “цитаты” у нас в спектакле есть. А к маскам мы пришли от вопроса, как вообще играть таких людей. В смысле, как играть Треплева или Тригорина, мы понимаем: у Чехова они описаны, и мы дальше уже фантазируем. А как можно сыграть, например, Маяковского, если это реально существовашая личность? Давайте лучше возьмём образ Маяковского и наденем маску — снимем дистанцию и вопросы про сходство актёра с героем. Маска — это же “картинка”: застывшая и реально, визуально похожая на изображаемого человека. Такой достаточно простой приём. А иногда у нас персонаж создаётся даже благодаря нескольким людям. Есть, например, Шаляпин: маску надевает актриса, а голос ему даёт актёр — и получается единый образ.

Наше кабаре строится в хронологической последовательности со дня рождения до дня смерти Мейерхольда, мы сюда вплетаем среду, мир, в котором он существовал. Мы ограничиваем этот мир ХХ века двенадцатью персонажами — Мейерхольдом и теми, кто был вокруг: Блок, Маяковский, Есенин, Райх, Шаляпин, Булгаков, Эйзенштейн, Чехов, Хармс, Станиславский, Немирович-Данченко. И немного проводим параллель с “Буратино”: Алексей Толстой ведь, переписывая “Пиноккио”, вроде как создавал сатиру на театр ХХ века, и образ Мейерхольда как Карабаса-Барабаса нам тоже пригодился. Но наша тема немного шире, чем просто разговор о Мейерхольде: на примере частного случая одного человека мы что-то понимаем про мир и про себя. И спектакль наш — это, конечно, попытка разобраться в том, что волнует нас сегодня. При этом мы не ушли от документов: практически всё, что звучит или показано в спектакле, — это “документы”. Мы собрали записи, рецензии, письма — и попробовали представить их здесь и сейчас на сцене.

Если можно так сказать, наше “Кабаре…” состоит из множества маленьких спектаклей, мини-сюжетов из жизни Мейерхольда. Это же всё номера, 50 номеров — 50 спектаклей. Какие-то в музыкальном жанре, какие-то — клоунада, пантомима, куклы, где-то масочная история… Это разговор про время — про сегодняшнее и про то, — про какую-то их рифму; разговор про искусство; про добро и зло, про честность, правду, смысл жизни».

В постановочной команде спектакля — художник Лёша Силаев, саунд-дизайнер Антон Шанихин и художник по свету Ксения Котенёва

В «Кабаре им. Мейерхольда» участвуют Иван Жуков, Александр Лушин, Дмитрий Белов, Мария Лопатина, Алиса Горшкова, Дмитрий Сизов и Анастасия Люкевич.

На фото — моменты репетиций спектакля «Кабаре им. Мейерхольда» © Владимир Постнов / пресс-служба Александринского театра

Комментарии
Предыдущая статья
В Театре на Юго-Западе разыграют «сказки Афанасьева» 03.04.2024
Следующая статья
В Красноярске исследуют культурный код российских женщин 03.04.2024
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.