Национальный театр Литвы начнёт сезон «Солярисом» Яжины

На фото - Гжегож Яжина на репетиции спектакля "Солярис 4" © Дмитрий Матвеев

9 сентября Национальный драматический театр Литвы (LNDT) откроет первый посткарантинный сезон премьерой спектакля Гжегожа Яжины «Солярис 4» по роману Станислава Лема. Для Яжины эта работа станет первой постановкой в Литве, а для театра — первым спектаклем Нового зала.

Изначально планировалось, что Новый зал Национального театра откроется премьерой Оскараса Коршуноваса, недавно возглавившего LNDT. Однако в итоге первая постановка Коршуноваса в статусе худрука LNDT, «Спящие» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, выйдет в ноябре. В октябре там же сыграют премьеру «Ночного писателя» Яна Фабра — в литовской версии авторского спектакля главную и единственную роль исполнит один из ведущих артистов Национального театра (и литовского театра в целом) Мартинас Недзинскас (о первых, ещё эскизных, показах вильнюсского «Ночного писателя» журнал ТЕАТР. рассказывал ранее).

Сезон 2021-2022 в публикации театра на официальном сайте охарактеризован как «футуристический» (LNDT каждый год формулирует ту или иную магистральную тему, которая объединяет предстоящие в новом сезоне премьеры и жизнь театра в целом). Отчасти это связано с «двойным возвращением» LNDT в обновлённую реальность: помимо посткарантинного возобновления жизни театра «в офлайне», он начинает заново обживать своё здание, которое будет постепенно открываться после трёхлетней реконструкции. Появление Нового зала, где пройдёт премьера «футуристического» «Соляриса 4», — один из результатов последней.

Для первой постановки в Литве один из лидеров современного польского театра Гжегож Яжина выбрал польский текст — по его словам, идея этого материала как «ассоциации» с новой реальностью возникла у него во время второго карантина в Польше: «Герои романа, — рассказал он в интервью LNDT, — находятся в принудительной изоляции и пытаются достичь тех или иных регистров своего подсознания». В том же интервью Яжина поясняет: «Во-первых, я с юности — поклонник Лема. „Солярис“ меня преследует уже несколько лет, но всегда казалось, что ещё не время, что это, возможно, и не театральный материал — чересчур абстрактный, слишком связанный с научной фантастикой. Не знал даже, можно ли его вообще перенести на сцену. А теперь „Солярис“ актуален потому, что описанное в то время именно сейчас и происходит. Это значит, что, если мы хотим двигаться вперёд и увидеть постпандемическое настоящее, нам нужно вернуться в своё подсознание, в своё прошлое и решить свои проблемы, прежде чем идти дальше (имею в виду контекст не только отдельной личности, но развития всего человечества)».

Пьесу по мотивам романа написал польский драматург Томаш Спивак. «В спектакле раскрываются и темы современного мира, которого коснулась пандемия, — говорится в описании спектакля. — Мы перемещаемся в ближайшее будущее — на несколько лет вперёд, когда театры всё ещё закрыты, спектакли не играют. Поэтому решено создать в Национальном театре исследовательскую станцию „Солярис 4“». Одной из ключевых сюжетных линий станет изобретение искусственного интеллекта и попытка людей с ним сосуществовать. Это объединяет «Солярис 4» с «Бурей» — карантинной премьерой Яжины в возглавляемом им театре TR Warszawa. Кроме того, у двух спектаклей почти идентичная команда постановщиков: художник-сценограф Фабиан Леде, композитор Пётр Курек, художник по костюмам Анна Аксер-Фиялковская, художник по свету Александр Провалинский, видеохудожник Марек Козакевич.

Примечательно, что главную — мужскую — роль в спектакле будет играть женщина, Неле Савиченко — актриса, педагог, многократный номинант и неоднократный лауреат высшей театральной премии Литвы «Золотой крест сцены» (преимущественно за работы в спектаклях Оскараса Коршуноваса: «Холодное дитя» Майенбурга, «Путь в Дамаск» Стриндберга, «Гамлет» и «Чайка»). Яжина объясняет этот гендерный «перевёртыш» так: «В тексте Лема все герои — мужчины. Ясно, что главный герой — Крис Кельвин, рассказ обо всём ведётся „в его перспективе“. Потому я подумал, что будет совершенно уместен такой небольшой „коперниканский переворот“ — чтобы на месте мужчины оказалась зрелая женщина. Это не объект вожделения, а женщина, обладающая огромным опытом и мудростью. Такое решение немного переворачивает мужской порядок романа и по-своему отражает наше время».

В «Солярисе 4» собран без преувеличения «звёздный» актёрский состав — помимо Неле Савиченко, в спектакле заняты Арунас Сакалаускас, Раса Самуолите, Мартинас Недзинскас, Дайнюс Гавенонис, Гитис Иванаускас, Кястутис Циценас, Онейда Кунсунга.

Отметим, что в качестве «вступления» к новому сезону 14 июля LNDT показал новую работу (премьеру моноспектакля «Кто убил моего отца» по роману Эдуарда Луи сыграли в Медицинской библиотеке Литвы) и «открыл» свой главный символ — скульптуру «Праздник муз», расположенную над главным входом в здание.

Комментарии
Предыдущая статья
Я останусь в Кемерове, если… 20.07.2021
Следующая статья
Хроника карантина: минкульт разрешил московским театрам выбрать между QR-кодами и неполным залом 20.07.2021
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».