Кукушкин, Штейнберг и Хаматова станут участниками Jaffa Fest — 2023

На фото — Никита Кукушкин в спектакле «Человек без имени» © Ира Полярная

С 19 июня по 7 июля в Тель-Авиве пройдёт Jaffa Fest — Международный театральный фестиваль, инициированный театром «Гешер». В 2023 году на смотре можно будет посетить спектакль из репертуара «Гоголь-центра», услышать музыку Ильи Демуцкого и посмотреть недавнюю премьеру Саввы Савельева.

Генеральный директор театра «Гешер» и директор фестиваля Jaffa Fest Лена Крейндлин комментирует программу этого года так: «Спектакли, в центре которых находится ЧЕЛОВЕК, его жизнь и судьба. ВРЕМЯ, прошлое и настоящее. АКТЁР-ВИРТУОЗ, филигранно и мастерски транслирующий наши боли и радости».

По традиции, фестиваль откроется уличным представлением на площади перед фасадом театра «Гешер» за полчаса до начала первого спектакля. Им станет «Post Scriptum» — моноспектакль Чулпан Хаматовой, поставленный Алвисом Херманисом в Новом Рижском театре. Напомним, в основе этой работы — тексты Анны Политковской, опубликованные в «Новой газете», и запрещённая цензурой глава из «Бесов» Достоевского. За роль в этом спектакле Чулпан Хаматова получила главную театральную премию Латвии «Ночь лицедеев» как лучшая актриса года. Увидеть «Post Scriptum» в театре «Гешер» можно будет 19 и 20 июня.

На фото — сцена из спектакля «Post Scriptum» © jaffafest.com

29 июня на фестивале покажут спектакль Тбилисского академического театра имени Марджанишвили «Крейцерова соната» по одноимённой повести Толстого. Режиссёры и авторы инсценировки Леван Цуладзе и Темо Куправа придумали «двухчастное» пространство. На одной половине сцены в декорации вагона поезда герои ведут толстовские диалоги. На другой — в условной рекреации или гримёрке — артисты, занятые в воображаемой экранизации «Крейцеровой сонаты», обсуждают взгляды и мнения персонажей с позиции сегодняшнего дня, значительно сбивая пафос дискуссии в противоположной части сцены.

30 июня израильские зрители смогут увидеть новый спектакль Саввы Савельева «Я — Марлен». Премьера этой постановки с участием Лизы Янковской и экс-актёра «Гоголь-центра» Семёна Штейнберга прошла 4 мая на Кипре. В основе пьесы, написанной самим Савельевым, — знаменитая история о том, как влюблённая в рассказ Паустовского «Телеграмма» Марлен Дитрих встала на колени перед её автором на глазах всего зрительного зала Центрального дома литераторов. Этот момент, случившийся в 1964 году, запечатлён на выразительной фотографии. В пьесе Савельева переплетаются две истории — судьба Марлен Дитрих и всеми забытой старухи из «Телеграммы».

1 июля на фестивале будут представлены «Женщины Брехта» венского Das Off Theater. Это «кабаре на песни Вайля и Брехта» создано австрийским режиссёром Эрнстом Куртом Вайгелем вместе с единственной участницей спектакля — актрисой Тамарой Штерн. «Изгнанники, жертвы нацистов — четыре женщины, один мужчина — начинают своё путешествие по всему миру, — говорится в фестивальном анонсе. — Наблюдая за трагическими событиями, группа художников создаёт одни из самых известных политических пьес мирового репертуара. Истории театра известно только одно имя — Бертольт Брехт!». Воздать должное «женщинам Брехта», не ставшим «именами для истории», намерены авторы постановки.

На фото — сцена из спектакля «Женщины Брехта» © jaffafest.com

Одним из главных событий Jaffa Fest — 2023 станут показы, которые пройдут 5 и 6 июля: в пространстве театра «Гешер» вновь сыграют «Человека без имени» — спектакль из репертуара «Гоголь-центра», впервые показанный там 26 февраля 2021 года. Напомним, это коллективное сочинение Кирилла Серебренникова, Никиты Кукушкина, Петра Айду и Александра Барменкова, основанное на пьесе Валерия Печейкина, вдохновлённой судьбой и текстами Владимира Одоевского — писателя, мыслителя, изобретателя, алхимика и кулинара. Композитор Пётр Айду создал для «Человека без имени» уникальный музыкальный инструмент пангармоникон, состоящий из десяти переделанных пианино.

Заключительным событием фестиваля станет концерт, который пройдёт 7 июля. Впервые в Израиле прозвучит музыка композитора Ильи Демуцкого, известного театральным зрителям совместными работами с Кириллом Серебренниковым. Напомним, Демуцкий — автор балетов «Нуреев» и «Герой нашего времени», написанных по заказу Большого театра и поставленных там хореографом Юрием Посоховым и режиссёром Серебренниковым (за работу над «Героем нашего времени» Демуцкий получил «Золотую Маску», за «Нуреева» — приз Benois de la danse). Посохов поставил в разных странах ещё несколько балетов композитора — «Оптимистическая трагедия», «Анна Каренина», «Габриэль Шанель» и «Чайка» (последнюю в режиссуре Александра Молочникова до сих пор играют в Большом театре). Кроме того, Демуцкий стал автором музыки к нескольким драматическим постановкам Серебренникова, а за саундтрек к его фильму «Ученик» был отмечен премией Европейской киноакадемии. На вечере в театре «Гешер» прозвучат сюиты из балетов «Нуреев» и «Габриэль Шанель», а также другие сочинения композитора в исполнении оркестра «Симфонет Раанана» под управлением дирижёра Омера Меира Веллбера.

Помимо основной театральной программы, на фестивале запланировано проведение лаборатории для молодых режиссёров, представляющих «новую волну репатриантов», с открытыми показами коротких эскизных работ, и открытие театральной студии для детей 8-13 лет — они также представят на смотре свои первые опыты, созданные под руководством режиссёра Марфы Горвиц. Более подробную информацию об офф-программе фестиваля организаторы обещают опубликовать позднее.

Комментарии
Предыдущая статья
Светлана Петрийчук оставлена в СИЗО до июля 05.05.2023
Следующая статья
В Петербурге опечатан МДТ Льва Додина 05.05.2023
материалы по теме
Блог
Хлеб и вино, или Записки посмотревшей
В Риге продюсерская компания EntracteInternational и продюсер Инна Крымова выпустили спектакль «Записки сумасшедших». О новом сценическом сочинении Дмитрия Крымова, поставленном для Чулпан Хаматовой и Максима Суханова, рассказывает Ирина Кузьмина.
Новости
Серебренников в Вене выпускает премьеру о власти и традициях
Сегодня, 26 сентября, Венская опера выпускает первую премьеру сезона 2024–2025 — «Дона Карлоса» Верди в постановке Кирилла Серебренникова. Дирижёр-постановщик спектакля — Филипп Жордан.