1 июня на 44-ом заседании по делу «Седьмой студии» были оглашены результаты третьей комплексной экспертизы.
В распоряжение редакции журнала ТЕАТР. попал, как принято говорить в таких случаях, документ эпохи — третья экспертиза по делу «Седьмой студии», а точнее искусствоведческая часть этой экспертизы, написанная театроведом Ольгой Королевой (Галаховой).
Напомним, что выводы первой судебно-экономической экспертизы были поставлены защитой под сомнение, и судом была проведена вторая экспертиза, в которой участвовали театроведы Видмантас Силюнас и Марина Андрейкина. Они не обнаружили никаких нарушений закона в действиях «Седьмой студии» и высоко оценили сам проект «Платформа».
Новая проверка была назначена в декабре прошлого года, причём суд сам выбрал экспертов.
За искусствоведческую часть этой экспертизы отвечала театральный критик Ольга Королева (Галахова).
Ольга Галахова закончила театроведческий факультет ГИТИСа, курс Бориса Николаевича Любимова, отца нынешнего министра культуры Ольги Любимовой.
Журнал ТЕАТР. публикует выдержки из «исследования в области искусствоведения», проведённого экспертом Королевой (Галаховой) О.И. И сама экспертиза, и отдельные цитаты из нее, как нам кажется, не нуждаются в обширных комментариях. Но в некоторых все же нуждаются.
Исследование в области искусствоведения
(Проведено экспертом Королевой О.И.)
«История «Платформы» началась в 2011 г. со встречи деятелей культуры с президентом Дмитрием Медведевым. Присутствующий на встрече режиссер К. Серебренников изложил идею проекта «Платформа», который бы стал площадкой для развития современного актуального искусства, включая театр, музыку, хореографию, мультимедиа».
<…>
«Утверждение К. Серебренникова, что современному актуальному искусству государство не помогает, прозвучавшее на встрече, было неверным категорически и сформировало общее впечатление, что альтернативный театр в загоне и требует значительного увеличения финансовых вложений.
А ведь к моменту этой встречи и выступления К. Серебренникова уже действовали такие фестивали как NET (Новая европейская театральная реальность), фестиваль «Территория», сюда же можно отнести и деятельность фестиваля «Золотая Маска», который из года в год поощрял и продвигал достижения современного экспериментального театра. Все эти инициативы финансировались государством (при том, что ни один академический театр в Москве на тот момент не имел своего фестиваля, не считая фестиваля Малого театра «Островский в доме Островского», который долгое время существовал без бюджетных средств).
(Академические театры имеют немалые бюджеты на свою текущую уставную (!) деятельность, нигде в мире академические театры, да и вообще любые театры не имеют при этом своих фестивалей, фестивали повсеместно проводятся отдельно от них и имеют свои отдельные бюджеты. — Примечание журнала ТЕАТР.).
Кроме того, безосновательно его заявление, что МХТ им. А.П. Чехова является альтернативой Винзаводу. (Ого! — примечание журнала ТЕАТР.).
Так, в МХТ им. А.П. Чехова режиссёром-экспериментатором с 2002 по 2013 гг. поставлено одиннадцать спектаклей. (Возглавив «Платформу», режиссер-экспериментатор пригласил в этот проект десятки других экспериментаторов, многих из которых прежде на пушечный выстрел не подпускали к государственным российским сценам. — Примечание журнала ТЕАТР.).
С 2003 по 2020 гг. спектакли К. Серебренникова одиннадцать раз номинировались на национальную премию, дважды он отмечался за лучшую режиссерскую работу. При этом никто его не ограничивал в выборе репертуара, формы и сценического языка». (В те времена никто никого нигде не ограничивал, но именно потому, что Кирилл Серебренников поставил так много хороших спектаклей и так часто номинировался на национальную премию, Дмитрий Медведев и поручил ему создать проект современного искусства «Платформа». — Примечание журнала ТЕАТР.).
<…>
«В итоге, проект «Платформа», изначально позиционирующий себя как площадку, способствующую синтезу искусств, превратился по большинству проектов в презентацию тех или иных направлений современного искусства. (Презентация разных направлений в рамках «Платформы» сама по себе и была синтезом искусств. Люди совершенно разных направлений встретились в рамках одного проекта. — Примечание журнала ТЕАТР.).
Поскольку ожидаемый синтез случался на «Платформе» редко, то художественная идеология «Платформы» в значительной степени стала фактически дублировать и фестиваль «Территория», и фестиваль NET. (Автор не видит разницы между международными фестивалями, привозящими в Россию на несколько дней иностранные спектакли, и стационарным проектом, три года работавшим в Москве и выпустившим здесь десятки премьер. Вау! — Примечание журнала ТЕАТР.).
В подтверждение можно привести пример, когда куратор театрального направления «Платформы» и арт-директор другого, близкого по духу фестиваля, является одним и тем же физическим лицом, что лишний раз свидетельствует о невнятности собственной программы «Платформы». (За три года на «Платформе» было около десяти разных кураторов, представляющих разные направления в искусстве, все вместе они и сформировали программу этого проекта. — Примечание журнала ТЕАТР.).
В итоге каждый из участников проекта (современная музыка, танец, мультимедиа) продолжал жить сам по себе, редко интегрируя свои усилия в новые постановки, направленные на ожидаемый синтез.
Зачастую в афишах проекта мы фиксируем странное соседство участников (при этом, вызывает сомнение отнюдь не их профессиональный уровень). Вопрос, как, например, согласуются лекции о Шекспире с мастер-классом Сэвиона Гловера по степу? Или участие школы М. Разбежкиной в «Платформе», на наш взгляд, показ документальных фильмов — это скорее узкая площадка Театра.doc, нежели проекта, направленного на достижение синтеза искусств». (Лекции о Шекспире, мастер-класс-по степу и документальные фильмы — это и есть столь взыскуемый автором «синтез», которым, заметим к слову, отнюдь не исчерпывалась деятельность «Платформы». — Примечание журнала ТЕАТР.).
<…>
«Что же касается идеи желаемого синтеза искусств, как программной цели проекта, то не меньшего, а зачастую и большего добились без дорогостоящих вложений режиссёры Д. Крымов (соединяя в своих постановках театр художника и актера), В. Панков (настаивающий на правах синтеза слова и звука) и А. Могучий, который не устает вести эксперименты с визуальным началом в театре». (Мы не будем подсчитывать стоимость проектов указанных режиссеров, которые в театральном мире, мягко говоря, не считаются дешевыми, но мы потрясены красотой формулировок. — Примечание журнала ТЕАТР.).
Полную версию искусствоведческой экспертизы, проведённой Ольгой Королёвой (Галаховой), вы можете прочитать на фотографиях, прикреплённых ниже.