Гриб – друг человека

Мастерская Дмитрия Крымова выпустила спектакль «Русский блюз. Поход за грибами».

Белое чистое пространство Школы Драматического Искусства, кажется, как у Булгакова, отделенным от реальности уютными кремовыми шторами. Тут свой мир, нежный, ироничный, шутовской, не имеющий ничего общего с действительностью за окном. Совместный с крымовцами поход за грибами воспринимается как прогулка в хорошей компании, лекарство от осенней хандры и депрессии.

Поначалу ничто в этом не разубеждает. Крымовцы, как всегда, милы, обаятельны и талантливо валяют дурака. Вот компания бывших однокашников собирается в традиционный поход за грибами (октябрь, лицей, «прекрасен наш союз» и т.д.). Готовятся серьезно: палки, ножи, пакеты, бутерброды… Проверка амуниции в первой сцене превращается в скульптурную пантомиму, которую комментирует «голос за кадром». Это ноу-хау пришло режиссеру в голову после посещения какого-то музея с аудиогидом. Здесь всем зрителям перед спектаклем тоже выдают наушники, а сидящий в стеклянной будке ведущий (Александр Ануров), комментирует происходящее на сцене — рассказывает анекдоты, случаи из жизни, сообщает ненужные факты и исторические сведения.

Ему вторит голос Левитана — он читает оду грибам в Подрезково, сыгравшим стратегическую роль во время битвы под Москвой. «Маслята! Опята! Подберезовики! Подосиновики!», — эти названия звучат торжественно, как список освобожденных деревень или членов Политбюро. Стихи Есенина сквозь радиопомехи соседствуют с рецептами жареных рыжиков, в то время как на сцене артисты исполняют воинственный танец грибников среди огромных, похожих на фабричные трубы, картонных берез.

Фотография: театр «Школа драматического искусства».
Фотография: театр «Школа драматического искусства».

Голос диктора объединяет разрозненные сцены, связанные порой весьма условно, какой-нибудь баночкой маринованных опят, которую герои дарят друг другу. Столкновение визуального и аудиоряда высекает дополнительную порцию зрительского смеха. Веселья тут вообще много. Чего стоит сцена протечки унитаза, где импозантный молодой человек в белом костюме, играющий роль Говна, исполняет знойное танго с двумя сантехниками. Или эпизод с примеркой свадебного платья, которое выбирает невеста моряка. Для неформальной вечеринки на корабле ушлая портниха (потрясающая Мария Смольникова) предлагает ей ультрамодную модель «Рус-алка» в виде белых шароваров: в одну штанину засовываешь ноги, в другую — руку и вуа-ля… по сцене скачет трогательная в своей нелепости невеста. Но что-то уже подсказывает, что никакой свадьбы не будет.

Беспечная радость и метафизический морок ходят здесь рука об руку. Другой вид «тихой охоты», зимняя рыбалка, заканчивается смертью рыбака под ладожским льдом. А экипаж подводников, что в начале гордо шествовал на свою картонную лодку под номером ЩА-207, ближе к концу всплывет наверх в виде белых бумажных силуэтов.

Свой поход за грибами Дмитрий Крымов сравнивает с путешествием за Синей птицей. Как и герои Метерлинка, его участники спускаются на дно морское и попадают в царство мертвых. Хотя, в отличие от Тильтиль и Митиль, обратно возвращаются с полными корзинами. Но эти корзины полны сурового жизненного опыта: методичный подсчет добычи похож скорее на перечень несчастий, «взаимных болей, бед и обид».

Свободная, ассоциативная и такая легкая поначалу театральная игра неожиданно приводит к трагическому финалу. Уютный мир картонных домиков (художница Мария Трегубова, как и её учитель, особенно любит этот универсальный податливый материал) пылает бутафорским пламенем, подожженный вылезшим из унитаза персонажем в белом.

Как когда-то африканские рабы на плантациях пели о своей нелегкой доле и нечаянно сотворили новый музыкальный стиль, так Дмитрий Крымов с актерами в «Русском блюзе» пытаются нащупать культурный код нашей бестолковой, смешной и абсурдной жизни. И кажется, им это удается. Нет ничего более русского, чем ритуальный поход за грибами, где важен не результат, а процесс. Это то, что объединяет людей всех социальных слоев, простых работяг и интеллектуалов. Но в любом походе за грибами, помимо азартной охоты за дарами природы, присутствует тоскливая обреченность, пустота осеннего умирающего леса. И вот эта затихающая минорная нота, пожалуй, и есть камертон русского блюза.

Комментарии
Предыдущая статья
Кама Гинкас. Вы меня не забудете! 27.10.2015
Следующая статья
Шарлотта Рэмплинг, Мэгги Смит и другие лобстеры 27.10.2015
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…