В казанском «Угле», независимой творческой лаборатории, быстро ставшей одной из важнейших точек на театральной карте России, 27 декабря играют премьеру — спектакль Ивана Комарова «Говорит Москва».
Пьеса Юлии Поспеловой, сама по себе ставшая театральным событием, традиционно для автора написана белым стихом. Ритмизованный текст превращает материю воспоминаний не в объект ностальгии, но в источник метафорического восприятия событий и слов. Обострённый стихотворной формой лиризм выводится в эпическое время, а документальность (вплоть до близкого к дословному цитирования первоисточника, воспоминаний дочери Сталина Светланы Аллилуевой), включающая даже сноски справочного характера, обретает универсальность — пьеса воспринимается как актуальная сегодня и «вне времени».
От такого восприятия пьесы отталкивался и режиссёр казанской постановки Иван Комаров — ученик Юрия Погребничко, успешно работающий с современной драматургией и, в частности, с текстами, в которых действие задаётся словом, ритмом, монологическим повествованием, склонный к соединению сновидческого и подробно-реалистического в своих работах, среди которых — три спектакля в московском Центре им. Вс. Мейерхольда («Абьюз» по пьесе Натальи Зайцевой, «Грязнуля» по пьесе Константина Стешика и брехтовский «Баал», поставленный с актёрской командой «Июльансамбля») и «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова в Кировском драмтеатре.
Иван Комаров рассказал журналу ТЕАТР. о новом спектакле: «Пьеса, написанная Юлией Поспеловой на основе текста книги Светланы Аллилуевой „Двадцать писем другу“, — история главной семьи СССР, а может, и всего мира (в тот период). Поспелова целенаправленно (надеюсь) убирает имена главных действующих лиц, называя их Он и Она, что натолкнуло нас с командой (при чтении и просмотре разных документальных, около-документальных и совсем ирреальных материалов) на мысль о том, что вся эта история давно стала мифом, и мы стали рассматривать этот материал под углом античных мифов. Жанр для себя мы определили как антично-советская трагедия. Или вместо трагедии — застолье. Так как зритель находится в пространстве происходящей истории, сидя за огромным столом вместе с артистами. Надеюсь, это пафосное название не будет восприниматься слишком серьёзно. Эту работу мы делаем с замечательной художественной командой (сценограф Василина Харламова, саунд-дизайн — Ян Кузьмичёв, видеохудожник Михаил Заиканов) и двумя артистами: Еленой Кудряшовой и Анастасией Радвогиной. Мы размышляем о темах власти, времени, семьи… Хочется, чтобы этот путь вместе с нами проходил и зритель, пришедший на спектакль. Но что из этого всего получится — никому не известно».
Фото: соцсети творческой лаборатории «Угол».