Сегодня и завтра, 15 и 16 мая, в Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина пройдёт премьера спектакля Александры Ловянниковой «Невероятные приключения голубя Петра» (2+) по пьесе Юлии Поспеловой. Этим спектаклем для зрителей 2-6 лет откроется новое пространство — «Маленький театр».
Псковская драма планирует создать большой бэби-репертуар и играть его в «Маленьком театре» — специально обустроенном для бэби-спектаклей новом пространстве театра. Открывать «Маленький театр» будет спектакль «Невероятные приключения голубя Петра» Александры Ловянниковой (она же поставила в 2018 году первый бэби-спектакль во Пскове, «Год жирафа»). Это первая постановка одноимённой пьесы Юлии Поспеловой.
Сюжет «Невероятных приключений голубя Петра» на сайте театра описан так: «Однажды весенним утром голубь Пётр проснулся на своей родной свалке, отряхнул любимый свитер, сделал зарядку и позавтракал крошками от чипсов. День обещал быть обычным, но тут появились перелётные птицы с рассказами о далёких и увлекательных путешествиях. И голубю Петру захотелось увидеть мир. В Африке его ожидает встреча с фламинго, в Антарктиде — с пингвинами, на Северном полюсе — с тупиком, а в Японии — с мудрой совой. А потом Пётр окажется на космодроме Байконур…».
Подробно о том, как это путешествие превращалось в спектакль, что в нём интересного и какие сверхзадачи могут быть у бэби-спектакля, журналу ТЕАТР. рассказала Александра Ловянникова: «Мы с Юлией Поспеловой начали сотрудничать ещё на проекте «Яга» в Центре имени Мейерхольда, много общались, в том числе про бэби-спектакли (у Юли есть дочка, так что она кое-что понимает в историях для детей), и однажды она показала мне «Голубя Петра». С этой пьесой была долгая история, потому что у меня был плотно забит график, а потом начался карантин. И когда мне написал Псковский театр, я им предложила на выбор три варианта материала, а они сами выбрали историю про голубя Петра, которая лежала у меня и ждала своего случая. Пьеса для детей от двух лет — в принципе, это написано на титульном листе. И понятно, что материал для бэби-театра отличается от материала для других возрастов, потому что у детей в таком маленьком возрасте всё-таки опыт не очень большой (даже, например, осень, зиму и весну они видели лишь пару раз).
У нас есть видео от Михаила Заиканова, это анимированный задник — как будто мультик: море, северное сияние, едут машины, падают осенние листья… Эта анимация идёт весь спектакль, и тут есть свой «вау-эффект», потому что для малой сцены использование проекторов довольно необычно. И очень важно, что эта работа для актёров не была халтурой, они тоже сочиняли спектакль, и при этом подходили к делу со всей ответственностью. Например, актриса Аня Шуваева, которая много занята в репертуаре театра, работает уже во втором моём спектакле и очень всерьёз увлеклась тем, что может говорить со зрителем через куклу. А Галина Фёдоровна Шукшанова в «Голубе Петре» участвует в необычной роли медиатора между зрителем и происходящим на сцене — объясняет всё непонятное. Вообще занятые в спектакле драматические актёры, как могли, осваивали театр кукол, но мы играем для совсем юной публики, которой важнее, насколько актёр заразителен и насколько искренне сам играет в эти куклы-игрушки, чем особенности кукловождения.
Актёры работают с куклами без штоков — это сделано для того, чтобы дети, увидев, как актёры играют с куклами, которые выглядят практически так же, как их собственные игрушки, поняли, как можно играть (со своими). Казалось бы, я говорю какую-то странную вещь, но дело в том, что наше поколение очень много играло в детстве с обычными предметами, а сейчас такое количество игр на смартфоне и игрушек в «Детском мире», что дети больше «заточены» под то, чтобы купить новую куклу, поиграть с ней неделю, а потом играть в другую. А у нас, например, подушка — это горка, с которой съезжает пингвин, и ребёнок может такое подсмотреть для своих игр. Плюс у нас в спектакле мир птиц, и даже взрослые актёры после него начинают в парке обращать внимание на то, что рядом: ого, скворец, чайка, трясогузка…
Мне кажется, история получилась про то, что нормальное для жителей других стран для нас будет шоком. Вот голубь Пётр попадает в разные страны и выясняет, что фламинго в Африке не жарко и пингвину в Антарктиде не холодно, — а ему-то ещё как жарко и холодно. Зато тупик от северного сияния, на которое голубь смотрит как на чудо, не может спать, оно его будит. Для меня это важная мысль: можно оглянуться вокруг и увидеть что-то классное в том, что у тебя рядом. Например, голубь в спектакле играет на консервных банках, и это — классно. Так что месседж для взрослых тут, пожалуй, в том, чтобы обратить внимание на то, что окружает тебя. И, мне кажется, сверхзадача этого спектакля, если можно так говорить, — в том, чтобы у детей и взрослых, с которыми они пришли, стало больше точек соприкосновения в реальном мире. Этот совместно пережитый опыт может стать способом по-новому посмотреть на окружающую реальность, потому что, мне кажется, сейчас есть проблема засилья виртуальности. А ведь понятно, что пойти всей семьёй кормить птиц в парке — это время и усилия, а вручить ребёнку смартфон — легко (а чтобы играть с ребёнком, на самом деле нужны ресурсы). Так что, мне кажется, у театра есть такая сверхзадача, чтобы дети и взрослые вместе пошли в реальность, чтобы это их объединило».
Ловянникова работает над премьерой как режиссёр и художник. Композитор спектакля — Борис Никитин, видеохудожник — Михаил Заиканов. В спектакле заняты (в очередь) Ислам Галиуллин и Лев Орешкин, Мария Фомина и Анна Шуваева, а также Галина Шукшанова.
Напомним, Александра Ловянникова — режиссёр, художник, выпускница курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе (2012). Номинант «Золотой Маски» и премии «Прорыв». Участвовала в спектаклях Новой сцены Александринского театра, в проекте «Открытая сцена» (Москва), в независимых театральных проектах, ставила спектакли на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац, на Новой сцене Александринского театра, театра «Домик Фанни Белл» и других. Как художник работала в московских и региональных театрах, в том числе в МХТ им. А.П. Чехова, Пермском театре оперы и балета, театре «Школа современной пьесы», Театре им. М.Н. Ермоловой, Театре.doc и на проекте «Платформа».