«Гоголь-центр» на своём youtube-канале опубликовал тетралогию Кирилла Серебренникова «Титаны» — возможность увидеть этот цикл у широкой аудитории появилась впервые.
Напомним, документальный проект Кирилла Серебренникова и кинопродюсера Натальи Мокрицкой «Титаны» задумывался и снимался в 2010-2012 годах. Предполагалось, что героями картин станут знаковые фигуры театрального и киноискусства второй половины ХХ века. На сегодняшний день цикл состоит из четырёх картин: «Олег Табаков. Отражение», «Галина Волчек. Коллекция», «Марк Захаров. Путешествие» и «Александр Сокуров. Искушение».
Все четыре фильма в разное время можно было увидеть на кинофестивалях (в частности, на ММКФ и на «Артдокфесте»), однако ни телевизионного, ни широкого кинопроката у картин не было (за исключением показанного в 2013 году в эфире канала «Россия — Культура» к юбилею худрука «Современника» фильма «Галина Волчек. Коллекция»). Как писал журнал ТЕАТР. ранее, 23 марта в рамках «Ночи театров» в «Гоголь-центре» были показаны фильмы, посвящённые Олегу Табакову и Галине Волчек. В тот момент режиссёр находился под домашним арестом, а дальнейшая судьба фильмов из цикла «Титаны» и перспективы их встречи со зрителем были неясны.
Однако в апреле «Гоголь-центр» начал выкладывать эти работы Серебренникова на своём youtube-канале — сегодня все четыре фильма находятся в свободном доступе.
У каждого из четырёх фильмов — собственный художественный язык не только на уровне художественных приёмов, хотя для каждого придумано собственное, адекватное герою-собеседнику решение (безусловно, особенно выразительно визуальное решение картины «Олег Табаков. Отражение» — собственно, оно и дало название фильму). Формат и интонация диалога, который ведёт Кирилл Серебренников с героями фильмов, также задан их характерами. А диапазон тем и вопросов, которые спустя почти десятилетие с момента съёмки не только обрели драматические или «пророческие» обертоны, но и стали звучать как свидетельство времени и объект уже для нового, сегодняшнего переосмысления, крайне широк: от режиссёрской методологии до актёрской этики, от взаимоотношений художника и власти до профессионального одиночества. Примечательно, что ни один из фильмов не превращается в поучительный «набор рецептов» от мастера: в каждом из них сильно диалогическое начало, и, что особенно важно, размышления, произносимые героями с вопросительной интонацией, если и уступают численно фразам-утверждениям, то, очевидно, во многих случаях оказываются едва ли не более значимыми.
В частности, в фильме «Марк Захаров. Путешествие» в ответ на вопрос о постигающих одна за одной утратах тех, кого в полной мере можно назвать соратниками и сотворцами, о преодолении и жизни после потерь, худрук «Ленкома» говорит о необходимости двигаться дальше, несмотря ни на что: «На меня пахнуло Федерико Феллини — он всё-таки один из любимых режиссёров… Улыбка Кабирии в конце — это материализация той мысли, что придут зрители — и надо играть. Это наш крест. Надо его нести до конца».