Франк Касторф готовит премьеру в Баварской опере

На фото - Франк Касторф.

Первый показ «Птиц» Вальтера Браунфельса по мотивам комедии Аристофана пройдёт 31 октября. После премьеры видеоверсия спектакля будет доступна на сайте Баварской оперы.

Знаменитая пьеса Аристофана, которую иногда классифицируют как «социальную утопию», — рассказ о создании «идеального города» в облаках, который строят люди вместе с птицами, лишая богов пищи — дыма от жертвоприношений. При этом в финальных переговорах с богами победителями оказываются афиняне-основатели города (в русском переводе — Тучекукуевска).

В 1920 году композитор Вальтер Браунфельс (1882 — 1954) написал по мотивам «Птиц» одноимённую оперу — «лирико-фантастическое действо в двух актах» — и сам стал автором либретто. В двадцатые годы «Птицы» были крайне популярны в Германии. С музыкальной точки зрения, по мнению критиков, «Птиц» Браунфельса можно считать развитием вагнеровской традиции со значительным увеличением роли условности и гротеска (заданных в том числе и драматургическим материалом). В свою очередь, с литературной точки зрения Браунфельс уходит от остросатирической и комедийной составляющей в «аристофановском» варианте, дополняя её романтической интонацией. Соединение гротеска и романтизма как принципиальное достоинство оперы отмечали и современники композитора, и следующие поколения.

Притом, что музыкальный язык оперы является крайне интересным (в том числе и зрителям) — звукоподражанием, «птичьими голосами» партитуры, «сюрреалистичной» и «сновидческой» интонацией, — принципиальным для премьеры и для сегодняшнего дня является сюжетное и смысловое решение «переработки». В частности, Браунфельс принципиально меняет финал: афиняне и птицы не одержат победы над богами, строительство идеального города оборачивается крахом, а утопия — антиутопией.

Браунфельс писал оперу во время Первой мировой войны, и его история стала своеобразной печальной притчей — по мнению ряда критиков, в ней рассматривается схема формирования тоталитаристской или иной предельно идеологизированной системы, поэтому логичнее рассматривать «Птиц» в контексте «будущего времени», грядущей власти нацизма и Второй мировой войны. Тем не менее, Баварская опера, приурочившая премьеру новых «Птиц» к столетию с момента написания и первого исполнения (оно прошло в ноябре 1920 также в Баварской опере), настаивает на рефлексии по поводу недавно пережитого Германией и композитором в частности: «Браунфельс понимает новое общество животных не только политически, но также в художественном и идеологическом контексте: крах нового государства происходит не только из-за властолюбия, но и в связи с идеалистическим заблуждением. Античный миф отражается в печальном опыте вчерашнего мира. Руины Первой мировой войны для Браунфельса становятся видимыми повсюду знаками политического и духовного упадка, а его опера — последнее решительное восстание против ломки современности».

Премьера нового спектакля — постановки лидера мировой режиссуры Франка Касторфа — намечена на 31 октября. Соавтором Касторфа стал сценограф Александр Денич. В главных ролях — Вольфганг Кох, Гюнтер Папендель, Каролина Веттергрин и другие.

Уже 8 ноября в 19:00 по мюнхенскому времени (20:00 по московскому) можно будет посмотреть видеоверсию спектакля на сайте театра.

Комментарии
Предыдущая статья
В Челябинске открылся первый независимый театр 13.10.2020
Следующая статья
ГИТИС приглашает посмотреть на мастерство владения шпагой 13.10.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.