С 16 по 20 декабря в Казани пройдёт фестиваль творческого объединения «Әлиф», в его программу вошли 7 работ.
Участники творческого объединения «Алиф» (существует с 2017 года) создают работы в разных сферах – театр, хореография, музыка, литература, кино, социальные проекты, перформанс.
Программа фестиваля:
16 декабря в 19:00 – «Әлиф»
Создатели спектакля «Әлиф» (режиссёр — Туфан Имамутдинов, хореограф — Марсель Нуриев, композитор — Эльмир Низамов, танцовщик — Нурбек Батулла) через язык тела и аутентичное татарское пение пытаются исследовать культурный слой, который был «забыт» народом. Это возможность прикоснуться к культуре, которая сейчас утеряна, ведь для большинства современных людей прочесть и понять неадаптированный стихотворный текст стало невозможным (в 1927 году татарский алфавит, основанный на арабской каллиграфии, был переведен на латиницу, а впоследствии с 1939 года на кириллицу). Язык частично потерял свою гибкость, мелодику, глубину. Рифма, стиль, форма и ритм произведений предыдущих поэтов потеряли свой изначальный смысл.
Это пластическое и вокальное выражение татарской письменности и языка стало первой работой объединения, премьера которой прошла 12 июля 2017 года.
17 декабря в 19:00 – «әллүки»
В этой хоровой опере на пяти языках режиссёр Туфан Имамутдинов перевел пять стихотворений татарского народного поэта Габдуллы Тукая на мертвые или вымирающие языки малых народов России, в том числе челканский, шорский, тоджинский (диалект тувинского языка) и долганский. Все они теряют свою значимость, родной язык перестает быть формой общения между людьми одной национальности, а главное — люди перестают мыслить на нём. Для режиссёра все мы превращаемся в людей с ограниченными возможностями, когда теряем нашу культуру и язык.
Напомним, спектакли «Алиф» и «Аллюки» были номинированы на «Золотую Маску», а исполнитель «Алифа» Нурбек Батулла стал её лауреатом.
18 декабря в 19:00 – «Һава»
Этот спектакль – попытка исследовать тему женщины в татарской культуре. Авторы спектакля (режиссёр-постановщик — Туфан Имамутдинов, хореограф — Марсель Нуриев, исполнительница — Айсылу Мирхафизхан) отталкиваются от типичного общения в семье, которое по отношению к женщине часто сводится к простым глаголам: приготовь, посмотри, погладь, сходи и т.д. Они исследуют повелительные глаголы, которые направлены в основном на тело и являются главным критерием «счастливой» семьи. Принцип слова-приказа дает исполнителю возможность раскрыть именно эту проблему.
19 декабря в 19:00 – «ötükän»
Постановщик спектакля — Нурбек Батулла посвятил перформанс событиям, которые произошли в 552 году на территориях современной Монголии и Китая, на берегу Байкала, когда в степях Восточной Сибири и Алтая возник первый Тюркский каганат, объединивший тюркские племена. Из-за внутренних распрей в 604 году каганат разделился на Восточный и Западный. Восточный каганат в итоге потерял государственную самостоятельность и вынужден был быть под властью Китая около 50 лет.
Авторы работы через тело (исполнители – Нурбек Батулла, Илдар Камалиев), слово (Йолдыз Миңнуллина) и свет (Юлия Самодурова) ищут ответы на вопросы, переходящие из поколения в поколение: «Какое оно — наше истинное начало? Может ли оно не меняться в стремительно меняющемся мире? Отказаться от борьбы — это победа или поражение?»
20 декабря в 14:00 – «ярату»
Во время перформанса художник ходит по кругу и тянет за собой металлический куб весом 47 кг (это вес художника). Он длится до тех пор, пока от тяжести и грубой фактуры куба не останется след на поверхности, по которой ходит художник. Куб для автора перформанса является идеальной формой, которая ассоциируется с сейфом, ящиком, подарочной коробкой, с тем, что скрывает что-то внутри.
«Любовь для меня является главной ценностью в жизни, но в то же время и тяжелой ношей, – говорит художник Айсылу Гариф. – Речь не только о романтических чувствах, но и о любви к родине, национальной культуре, искусству, родителям и ко всему, что только можно любить. Любовь является двигателем, и именно благодаря ней я иду. Иногда она вдохновляет меня на прекрасное, а иногда толкает на ужасное и принимает самые уродливые формы. Это то, из-за чего хочется умереть и то, ради чего хочется жить. Она оставляет след на мне, и она же оставляет след от меня. Я проживу жизнь, и все это время она будет со мной, ведь без нее все теряет смысл, как бы банально это все не звучало». Напомним, Айсылу Гариф стала частью творческой группы «Алиф» в ноябре 2020 года. С 2017 года она занималась современным искусством, а также пробовала себя в разных медиа.
20 декабря в 15:00 – «Күнегү» (новый проект Туфана Имамутдинова, подробная информация о нём скоро появится на сайте MOÑ)
20 декабря в 19:00 – «sak-sok»
В основе перформанса лежит древний татарский баит — «Сак-Сок», где говорится о двух братьях-близнецах, которые поссорились из-за наконечника стрелы и были прокляты матерью. Они превратились в двух птиц (Сак и Сок) и больше не могут встретиться – как только они пытаются подойти друг к другу между ними вырастает гора.
Создатели спектакля отмечают: «Советский филолог Владимир Пропп в своей книге “Исторические корни волшебной сказки“ выдвигает идею, что “волшебные сказки“ всех народов мира написаны по одной структуре. В сказках зашифрованы древние обряды и ритуалы. Чаще всего обряд инициации, пройдя который мальчики становятся мужчинами, и обретают духовную силу. Нас очень вдохновили эти идеи». За эту работу Нурбек Батулла получил на фестивале Context. Diana Vishneva «Приз зрительских симпатий от Интеллектуального Клуба 418» и «Особую награду танцовщику от официальной воды фестиваля VOSS».
Подробная информация доступна на сайте театральной площадки MOÑ. Напомним, MOÑ — театральная площадка в Казани, на которой играются кросс-жанровые спектакли местных и приглашенных художников, работают лаборатории, центр современной драматургии, образовательная программа. Её кураторами стали театральный критик и директор Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ковальская и режиссёр Туфан Имамутдинов.