В издательстве «Иностранка» в серии «Большие книги» вышел сборник произведений Томаса Стернза Элиота, включающий в себя его драматургию.
Одиозная личность Элиота, одного из величайших поэтов ХХ века, нобелевского лауреата, образцового и в то же время самобытного модерниста, философа и мыслителя, оказала огромное влияние на поэзию и культуру в целом. Однако драматургическое наследие Элиота мало известно — во всяком случае, русскоязычному читателю. Не в последнюю очередь в силу отсутствия переводов с английского. Широко известна лишь главная пьеса автора, мистериальное «Убийство в соборе», — впрочем, и она чаще всего воспринимается как произведение, скорее проходящее по ведомству поэзии, чем драматургии и театра.
Многостраничный сборник «Бесплодная земля. Полые люди. Поэмы, стихотворения, пьесы» не призван специально восполнить этот театральный пробел, однако, задаваясь более широкой целью закрыть пробелы в культурном пространстве, делает в том числе и это. В сборнике опубликованы все пять пьес Элиота, причём «Убийство в соборе» — в двух переводах (Виктора Топорова и Яна Пробштейна). Также в переводе Топорова дана пьеса «Домашний приём», а Яном Пробштейном выполнены переводы трёх пьес, ранее никогда не публиковавшихся по-русски: «Воссоединение семьи», «Личный секретарь» и «Старый сановник».
Кроме того, впервые по-русски публикуются юношеские стихи Элиота, а часть произведений (например, знаменитые «Четыре квартета») дана в нескольких вариантах перевода — это было одним из принципиальных соображений издателей. Наконец, книга дополнена обширной вступительной статьёй Яна Пробштейна «Точка пересечения времени с вечностью: Т.С. Элиот» и его же подробными примечаниями.
«Искренняя потребность осмыслить и выразить в своём творчестве универсальную многомерность бытия приведёт поэта к созданию ёмкого, драматургически многоголосного мира: его театральные работы представляют собой попытку создания новой поэтической драмы — трагедии XX столетия, способной вместить прошлое и настоящее, всю „культурную историю“ человечества. Элиот посвятил драматургии последние тридцать лет своей жизни…», — писал Михаил Швыдкой в классическом многотомном учебнике по истории зарубежного театра (1985).
На фотографии — фрагмент обложки сборника.