Эдинбург в августе

В августе в столице Шотландии проходят сразу два крупных cобытия — Эдинбургский международный фестиваль искусств и тотальная театральная ярмарка Fringe.

В этом году главным мотивом программы Эдинбургского международного фестиваля стало обращение к Востоку — Китаю, Индии, Индонезии, Корее, Вьетнаму. Азиаты привезли в Шотландию разнообразные переделки Шекспира — адаптированную корейским режиссером «Бурю», моноспектакль «Король Лир», в котором мастер пекинской оперы один исполняет все роли трагедии, а также «Месть принца Зи-Дана» по мотивам «Гамлета». Выступления симфонических оркестров от Сеула до Филадельфии в музыкальной программе разбавляют концерты этничекой музыки, по ведомству которой проходит, например, друг Джорджа Харрисона Рави Шанкар. Наряду с классической музыкой, оперой и драматическим театром, в официальной эдинбургской программе заметное место занимает танец. Есть большой китайский балет — «Пионовый павильон» — по мотивам национального фольклора, но на музыку Равеля и Прокофьева. Есть и контемпорари. Французско-вьетнамский хореограф Эа Сола представит воссозданный по заказу лондонского Sadler’s Wells спектакль «Засуха и дождь» (1985) о следах войны в традиционной вьетнамской культуре. Труппа национального балета Шотландии покажет программу из двух одноактовок — новой работы «Kings 2 Ends» (2011) известного московскому зрителю финна Йорма Эло, а также легендарную «Песнь Земли» (1965) знаменитого шотландца Кеннета МакМиллана.

Пока благопристойная публика посещает оперные, балетные и королевские театры, улицы города заполняет «фриндж». Пожалуй, это единственный пример, когда программа off — а именно в таком качестве изначально возник «фриндж» вокруг эдинбургского фестиваля — вызывает соизмеримый, если не больший интерес, чем основная. Собственно программы как таковой нет, есть 2,5 тысячи спектаклей, которые играются повсюду от пабов, музеев, анатомических театров и университетских аудиторий до престижных площадок со своей историей и отборочной политикой. Главной из них стал ориентированный на современную драматургию театр Traverse. Здесь можно будет увидеть роял-кортовскую премьеру Марка Равенхилла «Десять зачумленных» (Ten plagues). На основе свидетельств очевидцев лондонской эпидемии 1665 года и, возможно, вдохновляясь «Дневником чумного года» Даниэля Дефо, а также статьей «СПИД и его метафоры» Сюзан Зонтаг, драматург совместно с композитором Коннором Митчелом сочинил музыкальный спектакль, который будет исполнять звезда британской сцены вокалист Марк Алмонд.

Некоторых современных британских драматургов заинтересовало волшебство. Тим Крауч привез из Бристоля переделку «Двенадцатой ночи» под названием «Я, Мальволио» (есть надажда увидеть этот спектакль осенью в Москве на фестивале «Сезон Станиславского»), а официальный представитель шотландской новой драмы Дэвид Грег представил в Traverse сразу две пьесы с довольно сказочными названиями — «Необычайное открытие Пруденсии Харт» и «Монстр в прихожей». В первой женщина, иссушенная научной карьерой, встречает дьявола, а во второй дочь пытается спасти себя и своего ослепшего отца-рокера от работников социальных служб.

«Золотой дракон» немца Рональда Шиммельпфеннига вписывается в эту тенденцию. Как и в предыдущих двух случаях, магия тарелки острого супа из китайской/тайской/вьетнамской закусочной становится только предлогом для разговора о буднях современной Европы. Обычно в программке любого спектакля Traverse первой строчкой стоит имя драматурга, но на этот раз упомянут и режиссер — знакомый зрителям московского театра «Практика» британец Рамин Грей.

Огромная часть «фринджа» посвящена микрофонной комедии. Рецензенты Independent и Guardian с удовольствием разбирают стендап, обсуждают провалы и перспективы ситкомов — одним исполнителям давно пора в сериал, а другие нашутили уже на целый полнометражный фильм. Стоит запомнить такие имена, как Рассел Кейн, Сара Милликан, Эд Бирн, Том Розенталь, интимные, лирические, публицистические, антропологические монологи которых, видимо, очень смешные.

Среди других структурообразующих площадок фестиваля Pleasance Courtyard, Assembly Hall, Gilded Balloon Teviot, Underbelly. На одной из сцен Pleasence пройдет спектакль «Джулиан Сэндз в память о Гарольде Пинтере», в котором Сэндз читает стихи, статьи, отрывки из публичных выступлений Пинтера и делится собственными воспоминаниями о совместной работе. Продюсером и режиссером выступил Джон Малкович. Говорят, он лично раздавал флаеры на улицах города.

Комментарии
Предыдущая статья
Михаэль Тальхаймер обратился к русской классике 14.08.2011
Следующая статья
Чужой «Театр.» 14.08.2011
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…