Фестиваль балета Dance Open объявил программу XIX сезона

На фото — фрагмент афиши фестиваля "Dance Open"

С 14 по 27 апреля в Санкт-Петербурге пройдёт 19-й международный фестиваль балета Dance Open.

XIX сезон Dance Оpen — о переменчивых состояниях живого человека. О спектаклях, в которых самые авангардные и проницательные хореографы современности на первый план выводят не фабулу, а квант и градиент настоящих (в том числе, и неудобных) эмоций.

Фестиваль откроется 14 апреля балетом «Сон в летнюю ночь» в исполнении немецкой труппы Балет Дормунда. Постановка на музыку Микаэля Карлссона в хореографии Александра Экмана не будет иллюстрацией комедии Шекспира. Создатели балета приготовили фантасмагорическую фантазию по мотивам скандинавской мифологии и традиций.

«Здесь нет сюжета как такового, но он здесь совершенно и не требуется, потому что все пространство и время пропитано и насыщено сочной, густой аурой присутствия «тонких сил». Это настоящее цунами первобытных эмоций и страстей. Экман, ворожа музыкой Микаэля Карлссона и гортанным вокалом Ханны Тольф, с размаху бросает зрителя в пучину первородной раскрепощенности помыслов, действий и тел. День летнего солнцестояния — это магическая дверь между ночью, которая так коротка, и днем, который тянется бесконечно. Именно в этот краткий миг грань между миром смертных и царством сверхъестественного истончается до предела — и так легко провалиться из одного мира в другой… Этот «Сон в летнюю ночь» в чем-то сродни «Ночи на Ивана Купала» и насквозь пронизан мятежным духом первозданной человеческой сути. Резко контрастируя с безжалостной зимой, длинные летние дни в Скандинавии будят все живое, обостряют чувственность, призывают вслушаться в зов природы — да поскорей, пока неизбежная ледяная тень не запечатала все вновь в сосуд тишины и спокойствия…» — рассказывают организаторы фестиваля.

16 апреля на Основной сцене Александринского театра выступит Национальный балет Испании с программой «Обращения». Артисты покажут новый взгляд на фламенко, где страстный танец соединяет бережное отношение к традициям Испании с виртуозной техникой исполнения. Кропотливая отделка каждого жеста и взгляда превращает этот танец в шедевр.

В программу «Обращений» входят четыре балета, которые российская публика увидит впервые. Среди них — «Зов Болеро» и «Хауленья» Рубена Ольмо на музыку Мануэля Бустоса. Первый — поклон великим мастерам прошлого, определившим линию развития этого танца; свежая и неординарная интерепретация одного из самых характерных и уникальных танцев Испании. Второй — тонкий микс из традиций Болеро, испанского стилизованного танца и фламенко — пряная, тягучая арабо-маританская Гранаина и дробно-рассыпчатый Cапатеадо.

Третьим балетом будет «Вечная Иберия» на музыку Мануэля Морено-Буэндия в хореографии Антонио Нахарро. Он появился благодаря внезапной находке партитуры музыкальной поэмы «Кельтиберия», которой исполнилось почти полвека. В этой музыке сплетаются живая ткань истории и энергетика земли, на которой тысячелетиями жили люди, сменялись поколения, традиции, строились и разрушались города — но неизменным оставался гордый и непокорный нрав. Эта партитура вдохновила Антонио Нахарро на миниатюру из пяти частей — Бурлеск, Фаррука, Праздничный танец, Скорбная любовь Ронды и Танец смелых, — отражающих его личное видение испанского танца, но отдающую дань уважения старым мастерам.

Четвёртый балет программы «Обращения» — «О фламенко. Памяти Марио Майя». Это произведение было поставлено на музыку Марио Майя, Диего Карраско, Хесус Торрес, Мораито Чико и Лос дель Рио в хореографии Марио Майя, Милагроса Менхибара, Рафаэлы Карраско, Исабель Байон, А. Руэда Тонá и Маноло Марин. Создатели балета стремились, осмысливая прошлое, находить пути к будущему. «О фламенко» — это танцевальная сюита, отражающая все грани творческого стиля великого танцовщика, хореографа и педагога Марио Майя (1937-2008). Тонкий знаток национальных традиций, он был смелым новатором и первопроходцем, которому мир обязан новым стилем танца и школой, синтезирующей искусство балета с фламенко. Даже сегодня его хореография считается новаторский и ярко выделяется на фоне всех остальных фламенко-постановок оригинальностью и узнаваемостью творческого почерка.

18 и 19 апреля на сцене Александринского театра будут представлены три одноактных балета Нидерландского театра танца. В России их покажут впервые. Первый одноактный балет программы — «Выходя из игры» на музыку Филипа Гласса в хореографии Пола Лайтфута и Соль Леон. В нём раскрывается концепция времени, которое рано или поздно становится осязаемым, и тогда прикосновение к его текстуре заставляет очнуться и осознать необходимость перемен. Также Нидерландский театр танца покажет балет «Сказанное в темноте», поставленный Марко Гёке на музыку Франца Шуберта, Альфреда Шнитке и группы «Placebo». Здесь Шуберт и Шнитке ведут диалог с группой «Placebo», а «Лебединая песня» — с хитом «Song To Say Goodbye». Шелест костюмной мишуры добавляет звукового объема, следуя за движением неотвязно, как тень. Здесь все движения быстры и виртуозны, жесты странны и хаотичны, но уверенность танцовщиков в себе бесконечна.

Финальной постановкой Нидерландов станет балет «Ш-БУМ!», поставленный Полом Лайтфутом и Соль Леон на микс из музыки Ливингстона и Дэвида (группа The Mills Brothers), Стэна Фреберга, Стоуна, Либерта, Тернера Лейтона и Клэранс Джонстон, Олави Вирта, Артуро Куартеро, группы Sterck, Сэкстнон и Тернер (Вера Линн), Кейеса, Фистера, МакРай и Эдвардса. Постановка была создана в 1994 для ежегодного фестиваля Dancers Choreography Workshop и положила начало плодотворному сотрудничеству хореографов. В балете, вдохновленном монохромными сатирическими рисунками Гойи, тонкое сочетание юмора с иронией раскрывает тему выстраивания взаимоотношений людей с различными культурными кодами.

22 апреля Балет Лейпцига покажет в Александринском театре постановку «Спящая красавица. Однажды во сне», созданную Йеруном Вербрюггеном на музыку Петра Чайковского. Хореограф замешивает крутой микс из сказок Перро и братьев Гримм, музыки Чайковского и вечного столкновения взрослеющих детей с авторитарными родителями. Переворачивая с ног на голову один из самых классических балетов, он предлагает зрителю захватывающий балетно-психологический эксперимент. Вербрюгген утверждает, что сон есть самая настоящая жизнь — потому что именно в нём происходят процессы, формирующие нашу явь. Этот балет — погружение в сознание и даже подсознание девушки, находящейся на самом пороге взросления. В своем сне она обнаруживает, что у всего есть обратная сторона: любовь и сексуальность, материнская любовь и родительский прессинг, стремление защитить и жестокая ревность, а золочёный дворец оказывается на поверку золотой клеткой. И даже если ты совсем юный человек, тебе приходится делать самостоятельный выбор и учиться его отстаивать, не разрушая при этом связей со всем окружающим миром. Сон оборачивается истинным кошмаром, но всё-таки всегда можно проснуться.

24 и 25 апреля Национальный балет Нидерландов представит в Александринском театре трёхчастную программу гениев бессюжетной хореографии «Современные шедевры». В неё войдёт постановка Джорджа Баланчина «Не все ли равно?» на музыку Джорджа Гершвина и Херши Кей. Этот сорокаминутный балет, который часто называют гимном романтике большого города, соединяет импровизационный джазовый стиль с классически строгими движениями.

Программу продолжит «Маленький реквием» Ханса ван Манена на музыку Хенрика Миколая Гурецкого. В этом балете историю диктует музыка — темные и мистические пассажи третьей и четвертой частей «Маленького реквиема для Польки»: лёгкий, невесомый танец возникает то в одном краю сцены, то в другом, охватывая ее полностью и выливаясь в серию томительных дуэтов. Эта постановка демонстрирует известный стиль Ханса ван Манена — графическую четкость линий, стильную законченность формулировок, внятность танцевальной речи и холодное напряжение глубинных эмоций.

Завершает «Современные шедевры» балет «Шаги и части» Уильяма Форсайта на музыку Тома Виллемса. Для работы характерны резкие переходы света, музыки, темпа, ритма, энергии и формаций. Балет «Шаги и части» развивается через стремительный переход соло, дуэтов, трио и более сложных соединений, где каждое действо и превращение порождают новые формы и комбинации танца.

26 апреля французская группа Tie Break представит музыкальную комедию в стиле стрит-данс — «Лобби». Постановка на музыку Артура Гаже будет показана на сцене Санкт-Петербургского Государственного театра Музыкальной комедии. В хореографическом спектакле соединяются импровизационная логика джаза, акробатическое мастерство исполнителей и немая комедия в духе Чаплина и Бастера Китона.

Также с 22 по 27 апреля в рамках фестиваля пройдут мастер-классы Dance Open, часть важнейшего процесса сохранения и распространения основ российской балетной школы. Принять участие в них могут ученики разных балетных школ мира после заполнения заявки. Концерт участников мастер-классов под названием «Гала юных звёзд» состоится 26 апреля на сцене Эрмитажного театра. Программа представляет молодых исполнителей со всего мира. Она подбирается педагогами Мастер-классов из номеров участников, подготовленных дома, но отточенных на занятиях в Петербурге.

Наконец, 27 апреля в Александринском театре фестиваль завершится концертом звёзд мирового балета «Гала Dance Open». Он позволит зрителю за короткое время получить максимально полное впечатление о самых ярких экспириенсах за всю историю балета и его самых радикальных футуристических экспериментах.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Инженерный театр АХЕ выпустит в Петербурге две премьеры 05.02.2020
Следующая статья
В Гоголь-центре сыграют премьеру о людях из 70-х 05.02.2020
материалы по теме
Новости
Dance Open — 2024 объединит артистов из Аргентины, Китая, ЮАР и России
С 9 по 19 апреля в Санкт-Петербурге на Основной сцене Александринского театра пройдёт XXIII сезон Международного фестиваля балета Dance Open. В программе — постановки театров из Аргентины, Китая, России и ЮАР.
Новости
Кирилл Люкевич устроит в Александринке «Кабаре им. Мейерхольда»
4 и 5 апреля в пространстве «Седьмого яруса» Александринского театра пройдёт премьера спектакля Кирилла Люкевича «Кабаре им. Мейерхольда». В основе постановки — документальные свидетельства о театральном реформаторе и его времени, собранные драматургом Настасьей Фёдоровой.