1, 2 и 3 декабря в Электротеатре «Станиславский» пройдёт премьера спектакля Дениса Азарова «Чёрная пурга» по одноимённой пьесе Анастасии Букреевой. Это копродукция Электротеатра и АНО «Арт-Проект».
Напомним, «Чёрная пурга» — история о командировочном Свердлове, который приезжает в северный город из Москвы выяснять обстоятельства гибели шахтёра и не может уехать домой из-за сюрреалистических обстоятельств: загадочный медведь «перегрыз кабель», а на город надвигается чёрная пурга. Смешение реального (в частности, узнаваемых отсылок к месту действия — не названному прямо Норильску), условного, гротескного и «типологически-русского» создают экзистенциальную драму, напоминающую «Твин Пикс».
Одно из мест действия пьесы (первое, куда попадает Свердлов) — краеведческий музей, в котором природные и исторические артефакты формируют странное пространство памяти. Здесь можно обнаружить «чучело чёрно-бурой лисицы» («Оно настоящее. Русское. Не Китай какой-нибудь»), «зуб мамонта» («Вы такой ещё не видели. Такие мамонты водились только здесь») и даже образ мемориала, посвящённого узникам Норильлага, — «А вот это место (картинку видите?) археологи назвали Голгофа». Именно пространство музея и стало определяющим в решении постановки, придуманном Денисом Азаровым и художником Алексеем Трегубовым.
«Музей оказывается смыслообразующим пространством, внутри которого мы, зрители, проходим сквозь самые разные „павильоны“ и встречаемся с „объектами“ живой и неживой природы, — говорится в описании спектакля. — Акустика здесь тоже пространство, рождающееся по мере нашего дрейфа по музейным залам. „Чёрная пурга“ — это русский абсурд, в котором живое и мёртвое (как два персонажа пьесы Букреевой — мёртвый шахтёр и шахтёр, который умрёт через две недели) перепутаны с любовью, водкой и заблудившимися медведями. Всё как в красивом чёрном сне».
В пресс-релизе сказано, что для создателей постановки была важна «бесконечная замкнутость времени, которую можно встретить только на севере», потому герой и отправляется «вместе с усталым музейным работником в бесконечное шатание в поисках выхода из неопределённости». Эта идея, как и «музейное» решение, соотносится с мыслью драматурга. Неслучайна и «говорящая фамилия» главного героя («Она русская, — говорит Свердлов. — И очень смешная. Потому что вдруг кто-то из моих родственников — родственник того СвЕрдлова или СвердлОва. Он однажды расстрелял царскую семью. Это не очень важно, но вдруг. И это сразу почему-то очень смешно»).
Анастасия Букреева рассказывает: «Мой дед был историком и учился вместе с сыном Якова Свердлова, того Свердлова, который приказал расстрелять царскую семью. Андрей Свердлов, сын, какое-то время писал письма моему деду. И одно из этих писем я прочитала, когда мне было лет 14. Он писал про своего отца — мол, он был хорошим человеком. А я подумала — интересно, каково это быть сыном палача. А потом подумала, что мы все дети палачей. А потом — что весь мир по Достоевскому — дети палачей. В общем, пьеса не про Норильск, конечно. Но я подумала, что Норильск — это такой образ всей страны и всего мира в какой-то туманной степени сейчас».
Свердлова в спектакле Азарова сыграет Евгений Капустин. В других ролях — Александр Синюков, Юлия Абдель Фаттах, Анастасия Фурса, Дмитрий Мягкий, Антон Капанин, Евгений Самарин, Михаил Соколов, Диана Рахимова, Григорий Некрасов и Георгий Грищенков.
В постановочную группу, помимо режиссёра и художника, вошли хореограф Анна Закусова, художник по свету Никита Черноусов и композитор Кирилл Таушкин.
Спектакль создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры и министерства культуры РФ.