18 и 19 ноября на Другой сцене московского «Современника» пройдёт премьера спектакля Александра Назарова «Чудо святого Антония» по одноимённой пьесе Мориса Метерлинка.
Первый вариант пьесы «Чудо святого Антония» Метерлинк создал 120 лет назад — в 1903 году, однако продолжал дорабатывать её ещё более 15 лет. Это простая с точки зрения сюжета история о том, как в современный богатый дом, хозяйка которого три дня назад скончалась, приходит оборванец, представляется святым Антонием Падуанским и хочет воскресить усопшую. Несмотря на протесты родственников, уже поделивших наследство, он проходит к одру. В финале возвращённая к жизни хозяйка умирает вторично после того, как её буржуазное семейство отдало Антония в руки стражей порядка. Пьеса допускает самые разные интерпретации и на уровне смыслов (например, фигура то ли святого, то ли сумасшедшего, то ли всё сразу Антония остаётся загадкой), и в эстетическом плане (диапазон возможных прочтений — от сатирически-злободневного до почти символистского).
На отечественной сцене «Чудо…» востребовано практически с момента написания (до революции его дважды ставил Мейерхольд), и до сих пор это название нередко появляется на афишах. Однако, вероятно, на сегодняшний день по-настоящему знаковым для российского театра остаётся лишь опыт Евгения Вахтангова, который создал две принципиально разных театральных версии «Чуда…». Первая, созданная в Мансуровской студии в 1916 году, была решена как грустно-доброжелательная комедия. Премьера второй редакции, которая прошла 13 ноября 1921 года, считается днём рождения Вахтанговского театра. Послереволюционное «Чудо святого Антония» было уже мрачным гротеском, сатирической историей о двоемирии, где «бытовое» пространство населяли живые мертвецы.
Последний факт примечателен для предстоящей премьеры. «Чудо святого Антония» в «Современнике» ставит Александр Назаров, который много лет работал здесь как артист. Однако его судьба тесно связана с вахтанговской школой: он окончил курс Юрия Любимова в Щукинском училище, где впоследствии стал педагогом. Широкой публике Назаров известен как создатель и режиссёр сериала «Не родись красивой», в котором участвовали многие его ученики из «Щуки». В театре же он ставил спектакли на различных площадках, в том числе в Центре драматургии и режиссуры, РАМТе, Театре имени Пушкина, Театре-студии п/р Олега Табакова и в «Театральной мастерской Георгия Тараторкина», одним из создателей которой является.
На фото — Елена Миллиоти и Георгий Богадист на репетиции спектакля «Чудо святого Антония» © пресс-служба театра «Современник»
Любопытно, что заглавную роль в премьере сыграет приглашённый артист — актёр Вахтанговского театра Евгений Косырев. Парадоксальное на первый взгляд распределение продиктовано, в том числе, выбранным жанром: Назаров ставит «Чудо…» как «мистический фарс» и предполагает отчасти масочное существование артистов. В анонсе спектакля говорится, что его важными чертами станут «чувство юмора, ирония, живая музыка, яркая праздничность и фееричная театральность».
«Мы с вами позитивисты, — цитирует пресс-служба театра слова Александра Назарова. — Из нас никто в чудо не верит. Нам привили мысль, что мы живём в материальном мире и чудес не бывает. Но со временем я начал понимать, что это не совсем так. Перефразируя всем известное, скажу: я не верю в чудо, я знаю, что оно есть. Пусть этот спектакль станет лёгким, ироничным и понятным разговором на очень серьёзную тему».
На фото — Евгений Косырев и Илья Древнов на репетиции спектакля «Чудо святого Антония» © пресс-служба театра «Современник»
Участниками постановки стали представители всех поколений театра. Любопытно, что в их числе есть и те, кто играл в другом спектакле по пьесам не характерного для «Современника» автора — «мистическом триллере» Владимира Агеева «Мален», который он поставил по двум пьесам Метерлинка в 2007 году. Главную женскую роль, добросердечную служанку Вирджинию, в «Чуде…» сыграет Елена Миллиоти — одна из старейших актрис «Современника», работающая здесь почти с момента основания театра. Кроме того, в спектакле заняты Илья Древнов (Густав), Максим Разуваев (Ахилл), Виктор Тульчинский и Глеб Осипов (Аббат), Кирилл Мажаров (Доктор), Владимир Суворов (Пристав), Рашид Незаметдинов (Сержант полиции), Владислав Ница (Полицейский), Марина Феоктистова (Гортензия), Георгий Богадист и Олег Феоктистов (Иосиф), Марта Хованская, Елена Фастовская и Сергей Кравченко.
Помимо Александра Назарова, над премьерой работают Тимофей Ермолин (сценограф и художник по свету), Денис Шевченко (художник по костюмам), Андрей Щукин (режиссёр по пластике) и Роман Берченко (музыкальный руководитель).