В “Современнике” из двух новейших пьес Данилова делают один спектакль

На фото - Семён Шомин в спектакле "Свидетельские показания". Фото Яны Овчинниковой

12 января на Другой сцене «Современника» пройдёт премьера спектакля Андрея Маника «Что вы делали вчера вечером?» по двум новейшим пьесам Дмитрия Данилова.

История появления нового спектакля может считаться одиозной. Начавшись с эскизной работы в рамках проекта «Поиск», версия «Свидетельских показаний» Данилова в постановке Андрея Маника, студента режиссёрского курса мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, фактически сразу после показа стала репертуарным спектаклем «Современника» (всё это происходило в марте-апреле 2019 года). В самом начале нового сезона, 8 октября, с той же командой артистов Маник показал на «Поиске» читку недавно законченной Даниловым пьесы «Что вы делали вчера вечером?» — напомним, впервые текст был представлен публике месяцем ранее в исполнении поэтов и писателей в пространстве ЦИМа, а читка в «Современнике» стала первой «театральной» версией, первым прочтением пьесы профессиональными актёрами. Итогом стало превращение спектакля «Свидетельские показания» в новую премьеру: спектакль «Что вы делали вчера вечером?», который зрители впервые увидят 12 января (на той же Другой сцене «Современника»), фактически «поглотил» предыдущую работу, соединив с первой постановкой новейшей пьесы. На афишу спектакля вынесен подзаголовок «…или Свидетельские показания», однако больше нигде это формальное продолжение не фигурирует. Режиссёр Андрей Маник, впрочем, небезосновательно отмечает, что название «Что вы делали вчера вечером?» «вмещает в себя обе истории».

О том, как шла работа над новым спектаклем и чего от него стоит или не стоит ждать зрителю, журналу ТЕАТР. рассказал режиссёр Андрей Маник: «Мысль о том, что к «Свидетельским показаниям» хочется добавить что-то ещё, возникла практически сразу. Было много отзывов, где говорили, что человек только успокаивается, настраивается на восприятие текста, начинает воспринимать спектакль — а спектакль как раз заканчивается. Сразу после премьеры говорили, что было бы неплохо сделать вторую часть. При этом подходящего текста не было. Поэтому когда появилась пьеса «Что вы делали вчера вечером?», [завлит «Современника»] Евгения Борисовна Кузнецова сразу попросила меня её прочитать и сделать читку.

Важно сказать, что в спектакле два текста — это всё же две части. Мне кажется, что обе пьесы хоть и схожи по определённым принципам, но всё же самодостаточны, и было бы неправильно их соединять в одну. Поэтому у нас всё-таки спектакль, состоящий из двух частей, просто без антракта. По композиции же нам показалось правильным сделать «Что вы делали вчера вечером?» завершающей частью — это такой медитативный текст, оставляющий после себя очень светлое ощущение.

Мне кажется, что это такая вечерняя медитация. Хотелось бы, чтобы зрители к концу не то что уснули (хотя, видимо, это мы можем воспринимать как комплимент), но имели возможность войти в такое состояние вечернего покоя. Первая пьеса, «Свидетельские показания», в этом плане более острая, почти детективная, там история развивается вокруг самоубийства. Вторая — созерцательная. Она фиксирует почти все человеческие типы, даже, возможно, формулирует их проблемы. Но в конце приводит к тому, что есть что-то более важное и сильное.

Мне кажется, что вторая часть является негативом первой. Если первая построена на большом количестве переходов, артисты много переодеваются, крупно играют, всё происходит в тишине, то вторая часть статична, группу актёров мы стараемся сделать максимально однородной, и всё время есть звук. А соединение пьес, на мой взгляд, условное. В начале сочинения спектакля была идея, чтобы герой из «Вечера» в конце покончил с собой и начались «Показания». Но возникло ощущение, что соединять таким образом тексты — значит им вредить. Всё-таки наша постановка пьес — одна из первых, хочется сохранить чистоту авторского текста в такой ситуации.

Если говорить о том, что нового увидит зритель, уже посмотревший наши «Свидетельские показания», то, по-моему, новый текст Данилова — это уже отличный повод заинтересоваться чем-либо. Но помимо этого во второй части я стараюсь больше работать с атмосферой и восприятием зрителя. Специально для этого текста нам написали звуковое оформление, которое вводит зрителя в медитативное состояние. Мне кажется, что пьеса к этому очень располагала».

Помимо команды актёров, уже участвовавшей в «Свидетельских показаниях» (Дарья Белоусова, Марина Лебедева, Полина Пахомова, Полина Рашкина, Николай Клямчук, Илья Лыков, Дмитрий Смолев, Семён Шомин), а также новобранца театра Георгия Токаева, и режиссёра, над спектаклем работали сокурсница Андрея Маника, ученица Дмитрия Крымова сценограф Евгения Ржезникова, а также автор музыкального оформления Георгий Мнацаканов, соавтор художественного решения Варвара Иваник и художник по свету Олег Уразбахтин.

Отметим, что параллельно Андрей Маник работает над новой постановкой на той же Другой сцене, спектаклем «Крум» по Ханоху Левину. Соавтором режиссёра здесь также выступает сценограф Евгения Ржезникова.

Комментарии
Предыдущая статья
Русский драмтеатр Хакасии поделился планами на 2020 год 03.01.2020
Следующая статья
TheatreHD покажет “Воццека” Уильяма Кентриджа 03.01.2020
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.