Что делать, когда придут за лисами, или Как снова научиться урчать и смеяться

На фото — сцена из спектакля «Настоящие истории фей и других волшебных существ» © Сергей Пузырёв

«Детский Weekend — 2023» запомнится надолго. Почему – размышляет Елена Алдашева.

Тем, кто интересуется современным театром для детей и подростков, давно известно, что он обладает несколькими серьёзными преимуществами перед театром «взрослых». Во-первых, как ни странно, зачастую он гораздо смелее, честнее и даже жёстче в выборе круга тем. А во-вторых, этот театр свободнее в выборе выразительных средств, художественного языка – и в этом смысле порой «авангарднее» взрослого. «Детский Weekend» – офф-программа «Золотой Маски» – ежегодно представляет своеобразный слепок этого свободного и смелого театра, оказываясь во многом «барометром» и отражая не отрефлексированную часть сегодняшней картины мира. Впрочем, в этом году «Детский Weekend» стал печальнее, чтобы не сказать мрачнее, общей программы – и неожиданно сошёлся с ней в ключевых моментах. Последнее, впрочем, выходит за рамки этого разговора.

Все восемь спектаклей, составивших программу, конечно, трудно объединить по какому-то принципу или критерию. Но, пожалуй, кое-что общее есть у всех: каждый утверждает возможность (не неизбежность, а потенциальный шанс) начала новой жизни после катастрофы, утраты, радикального слома и изменения мира вокруг и внутри. Поэтому каждый, в общем-то, не предполагает счастливого финала – в лучшем случае, открытый, со слезами на глазах.

Большинство спектаклей показывают цельный по атмосфере, но разорванный по восприятию мир. Зачастую – сновидческий, визуалистский, даже сомнамбулический. Медленные и негромкие, почти медитативные постановки – основная часть программы. Спектакль открытия смотра – «Здесь был Кай» Артёма Устинова и Казанского ТЮЗа – адресован аудитории «14+». Это одна из двух постановок, которые идут на большой сцене, и здесь чернота пространства становится воронкой памяти, воображения, подсознания и сновидений. Условная сцепка со сказкой Андерсена – лишь основа драматургической конструкции, вся история, сочинённая Екатериной Тимофеевой, – рассказ о потерянных детях, поисковой группе и желании человека пропасть, исчезнуть, раствориться. Взрослая Герда (Эльмира Рашитова) пытается найти ушедшего в никуда Кая, прожив много лет с незалеченной раной. Эта боль навсегда вошла в её существо, она говорит почти шёпотом – бесконечно усталый человек с неисцелимой горечью, на которую тратятся почти все силы. После долгого «трипа» по воспоминаниям и бессознательному она получит возможность идти дальше, но о счастье говорить не приходится, тем более что «рамка» спектакля – слова сказочника (точнее, сказочницы) из поисковой группы, для которой эта история – лишь одна из многих.

На фото — сцена из спектакля «Поход в Угри-Ла-Брек» © Фрол Подлесный

Проходят свой экзистенциальный путь почти шёпотом и дети из «Похода в Угри-Ла-Брек» (12+), который Мурат Абулкатинов поставил по пьесе Томаса Тидхольма в Красноярском ТЮЗе. Представитель новейшего режиссёрского поколения, Абулкатинов исследует и даже проверяет на прочность возможности театра как способа восприятия мира. Зрители смотрят эту историю со сцены, а дети, которые вместе с псом по кличке Вздор ищут ушедшего в потусторонний мир дедушку, отправляются с авансцены в страшное путешествие по зрительному залу. Ныряя в сказочную темноту, они следуют за световыми пятнами, но те не дают ответа. Условный внешний мир, где смешаны страны и времена, не хочет диалога. Но, пройдя ряды кресел вдоль и поперёк, а потом между рядами на балконе, герои встретят своего загадочного дедушку, похожего на Леона из одноимённого фильма, примут его выбор и вернутся домой. В отличие от Герды из спектакля Устинова, они находят для себя ответ вовремя – а потому и утешение, и возможность жить дальше.

Другую историю о смерти и взрослении поставила в Саратовском ТЮЗе имени Киселёва Екатерина Гороховская. С разницей в несколько дней две театральных версии пьесы Светланы Баженовой «Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» показали на «Детском Weekend‘е» и в другой офф-программе фестиваля – «Маска Плюс». Второй вариант поставил создатель красноярского «Похода в Угри-Ла-Брек» Мурат Абулкатинов, и стилистически эта абсолютно «взрослая» по решению история вполне совпадала с «детской» программой. А саратовская постановка для зрителей «12+», решённая как спектакль большой формы, из неё скорее выпадала.

«Подростковая история» на крыше кинотеатра, визуализированной здесь буквально как пространство за гигантскими буквами «Юность», – громкая и узнаваемая. Главная героиня не столько погружается в экзистенциальные глубины, сколько становится «лайт» вариантом своей ровесницы из другой, недавно сверхпопулярной современной пьесы – «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович. Впрочем, попытка отрефлексировать сумбурный мир, где люди на одно лицо (актёры играют по несколько персонажей), а жестокий и мучительно любимый отец и впрямь «похож на Иисуса», вполне соответствует общему вектору «Детского Weekend‘а – 2023». К тому же, ни в каком другом спектакле этой программы нет такой точно-страшной сцены смерти – может быть, в этом есть своя логика: не эстетизировав, не превратив в сказку или просто не сумев осмыслить ужас, сталкиваешься с ним гораздо ближе, пусть твой мир в целом и проще на вид.

На фото — сцена из спектакля «Жирная Люба» © Владимир Постнов

Московский хит в программе смотра – моноспектакль Олега Липовецкого «Жирная Люба» (12+), основанный на автофикшн-книге исполнителя главной роли «Жизнь номер один». Следуя за текстом, эта постановка всё же меняет акценты, иначе структурируя повествование. В книге – сплошной (остроумный и увлекательный) нарратив, который завершается концом «жизни номер один»: детство и подростковый возраст героя-рассказчика заканчиваются, начинается «жизнь номер два». В спектакле (копродукция театра «Шалом» и петербургского «Театрального проекта 27») каждый новый этап начинается со слов «самое страшное – это…», и на полупрозрачном квадрате дощечки для рисования первым появится слово «страх». Год за годом приходится преодолевать новые страхи, справляться с новыми травмами и находить силы для того, чтобы оставлять их в прошлом. Хотя не всякое прошлое так просто преодолеть, особенно если оно находится вне пределов твоей личной биографии – и герой-исполнитель посреди рассказа о любовной драме проклянёт войну, вспомнив судьбу своей бабушки, чудом спасшейся из расстрельной ямы. Здесь тоже чужая смерть становится точкой встречи с собой лицом к лицу, а еврейское кладбище – местом силы. Правда, горькая история Липовецкого куда светлее мрачных сказок из афиши смотра, хотя и завершается печальной мыслью о том, что не надо цепляться за прошлое. Если оно не продолжается в настоящем, его надо отпустить – повзрослеть и идти в жизнь номер два, три и так далее.

На фото — сцена из спектакля «Белая Уточка» © Александр Иванишин

Ещё один московский спектакль на «Детском Weekend’е», «Белая Уточка» (12+) Бориса Константинова, одновременно участвовал в конкурсной программе – и получил в итоге две «Золотые Маски»: как лучший спектакль театра кукол и за лучшую работу режиссёра. Сказку, состоящую всего из нескольких предложений, главный режиссёр Театра кукол имени Образцова превратил в часовой музыкальный «фолк-хоррор». В камерном пространстве образцовской Малой сцены трое артистов играют страшную историю о нарушенном запрете: мгновенным и жутким оборотничеством они не только иллюстрируют язычески-славянский образ проницаемости миров, но и наводят на мысль о тёмных силах, таящихся в самом человеке. Эта хтонь кажется органичной и для самих «положительных» героев без масок, живущих в каком-то довербальном мире на заросшем ягодами пригорке. Это тоже царство бессознательного без альтернатив, где любовная истома, случайная жестокость или порыв желания-каприза одинаково инфернальны, но страшное хранится до времени под спудом – в буквальном смысле.

Совсем другую сказку на ковре посреди планшета сцены рассказала команда из Орска – спектакль Полины Стружковой «Настоящие истории фей и других волшебных существ» (6+), завершивший программу «Детского Weekend‘а», оказался самым светлым в ней. Орский драмтеатр вместе с Центром творческих проектов «Инклюзион» сделал «феями и волшебными существами» людей с различными особенностями. Повествователи-проводники «переводят» их короткие истории для сидящих вокруг волшебной поляны-ковра зрителей. Микросказки полны самоиронии, а объединяет их простая мысль о возможности диалога. Хотя гармония хрупка, в представителях другого мира можно разглядеть не «нечисть», а отличающихся от тебя «волшебных существ», которые боятся (не без оснований), что ты им навредишь, но если ты придёшь к ним с добрыми намерениями, то сможешь стать участником сказочной игры на чудесной поляне и унести с собой тепло объятий – в буквальном смысле.

На фото — сцена из спектакля «Кот и Мурлик» © Никита Кудрявцев

Ещё два спектакля категории «6+» были основаны на современных текстах российских авторов. «Кот и Мурлик» поставлен Натальей Войдак в омском Театре куклы, актёра, маски «Арлекин» по книге Юрия Бурносова и Татьяны Глущенко. Эта история стала органичной частью афиши «Детского Weekend‘а»: здесь тоже немного слов и событий, но много видимых чудес и горьких слёз. Что за существо мурлик Фирс, которого играет Ирина Сергеева, не так уж важно. Как не важно и то, почему одетый в шапку и тельняшку Дмитрий Войдак – Кот. Важно, что полуплачущий Мурлик не умеет улыбаться, а суровый Кот разучился мурчать, и только усилие дружбы возвращает им эти чудесные простые способности. И открывает удивительный незнакомый мир, где можно показать другому утро или ночь, о которых тот ничего не знает, как не знал, например, Кот радости прогулок под дождём, после которого появляется радуга.

Но переменчивость погоды и другие природные метаморфозы хороши для тех, у кого неспокойно на душе. А в гармоническом мире они могут стать поводом для нарушения баланса сил: в самом остроумном спектакле «Детского Weekend‘а», постановке Геннадия Шугурова «Клочки по закоулочкам» (саратовский Театр кукол «Теремок»), приход весны раз и навсегда нарушает дружбу Лисы и Зайца. Пьесу по мотивам известной народной сказки написал Григорий Остер, её уже два десятилетия ставят по всей стране, но смешная история о том, есть ли справедливость и что делать, «когда придут за лисами», звучит остро. Многообразие социальных и поведенческих сценариев, увы, кажущихся вековечными, в саратовском спектакле решено через иронию и остранение: всех героев, включая Лису, играют трое артистов в белых пиджаках. Не прячась в чёрный кабинет, хотя и не выстраивая сложных отношений с куклами, они азартно играют сказку о том, что бывает, когда для одних «настали ужасные времена» (ответ проснувшейся посреди лужи Лисы на радостный вопль Зайца «Ты что, не видишь, что настало?») и как легко они устраивают «ужасные времена» для других.

Барометр «Детского Weekend‘а» показывает сегодняшнюю невозможность структурировать реальность, но отчаянное желание это сделать. Создатели спектаклей ищут ключи к этой реальности — в поиске нового или непривычного театрального языка, в непростой работе по уходу внутрь – в тишину или вдаль – в архетипические модели. Но ощущение сна, от которого хочется проснуться усилием воли, остаётся даже там, где взгляд трезв и строгая проза сильнее волшебной сказки. И если есть какой-то общий ответ, который мог бы подвести черту под горьким «Детским Weekend‘ом – 2023», то он, видимо, таков: надо очень серьёзно всмотреться в то, что болит, не побояться назвать пугающее и травмирующее своими именами – и с этим жить дальше, спокойно осознав, что «дальше» не будет и не может быть похоже на «прежде». Но в этом суть преодоления – и взросления, всякого перехода от «жизни номер один» к «жизни номер два» и так далее.

Комментарии
Предыдущая статья
Богомолов выпускает премьеру о возможности счастья во время войны 28.04.2023
Следующая статья
Федотов и Новиков расскажут петербургскую «Обыкновенную историю» 28.04.2023
материалы по теме
Новости
Олег Липовецкий прокомментировал открытие Новой сцены «Шалома»
30 января спектаклем «Жирная Люба» откроется Новая сцена московского еврейского театра «Шалом» на Новослободской – в помещении бывшего Центра имени Мейерхольда.
Новости
«Шалом» привезёт в Петербург спектакли Шерешевского, Липовецкого, Зальцман
С 12 по 16 февраля на Новой сцене Александринского театра пройдут гастроли Московского еврейского театра «Шалом». В афише — четыре спектакля: от первой постановки, которую «Шалом» выпустил под руководством Олега Липовецкого, до одной из недавних премьер театра.