В “Гоголь-центре” играют “Боженьку” по версии Никиты Кукушкина

20 и 21 февраля на Малой сцене «Гоголь-центра» играют премьеру — спектакль «Боженька» по пьесе Валерия Печейкина. Постановка является дебютом звезды ГЦ Никиты Кукушкина в качестве режиссёра.

Напомним, Никита Кукушкин — выпускник курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ, актёр «Гоголь-центра». В его текущем репертуаре — работы в спектаклях Кирилла Серебренникова «(М)ученик», «Сон в летнюю ночь», «Маленькие трагедии», «Барокко», «Мёртвые души», «Кафка», «Кому на Руси жить хорошо», «Метаморфозы», а также в спектаклях проекта «Звезда» — «Маяковский. Трагедия» (режиссёр Филипп Григорьян), «Мандельштам. Век-волкодав» (режиссёр Антон Адасинский), «Пастернак. Сестра моя — жизнь» (режиссёр Максим Диденко).

Помимо режиссёра, над спектаклем работала команда молодых художников. Сценографией и костюмами занимался Александр Барменков — ученик Дмитрия Крымова, номинировавшийся на «Золотую маску» за спектакль «О-й. Поздняя любовь» (как художник и художник по костюмам), а в «Гоголь-центре» работавший над спектаклями «Ёлка у Ивановых» (художник) и «Без страха» (художник по костюмам). Композитор спектакля — Олег Васенин, выпускник курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ по специальности «композитор» (педагог Александр Маноцков). Художник по свету — Лена Перельман, выпустившая в ГЦ целый ряд спектаклей, в том числе премьеру прошлого сезона — хореографическую постановку Евгения Кулагина «Шекспир», где практически всё пространство решается через свет.

Участвуют в спектакле «Боженька» артисты ГЦ нескольких поколений (каждый, впрочем, уже сыграл по несколько заметных ролей в репертуаре «новейшей истории» театра): Евгения Афонская, Семён Штейнберг, Ольга Добрина, Ирина Выборнова, Роман Шмаков, Никита Еленев, Евгений Харитонов, Артём Шевченко, Вячеслав Гилинов и Иван Фоминов. Также в спектакле заняты Олег Васенин, Леонид Саморуков и Аскар Нигамедзянов.

Пьеса Валерия Печейкина «Боженька», впервые прозвучавшая в рамках основной программы фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2015», сопровождается авторским подзаголовком «комедия для детишек и взросленьких». Описание спектакля Никиты Кукушкина адекватно этому определению: «Это спек­такль о зве­руш­ках, ко­торые жи­вут на прек­расной по­лян­ке, ок­ру­жён­ной ди­ким и страш­ным ле­сом».

Никита Кукушкин на репетиции спектакля «Боженька»

О том, как проходила работа над спектаклем Никиты Кукушкина и что получилось в итоге с точки зрения драматурга, рассказал журналу ТЕАТР. Валерий Печейкин: «Вчера я увидел спектакль. И скажу как ветхозаветный бог, взглянувший на своё творение: „Это хорошо“. Только творение это, конечно, уже не моё, а огромного числа очень талантливых людей. Кукушкин сделал очень хороший спектакль. И я очень рад, что именно он взялся за этот материал. Он увидел в нём и сатиру, и лирику, и философический пафос — всё сразу. Для меня было очень важно, чтобы у нас получился именно „Боженька“, а не „Бог“. И я не про длину спектакля (он идёт почти 2 часа), а про интонацию. Ведь если убрать из пьесы слово „пиздец“, то её можно читать детям. Более того, так уже делали в Челябинске. Во время репетиций „Боженьки“ — а они были долгими — актёры нашли в тексте пьесы столько подтекстов, что ещё немного и могла возникнуть новая религия. Помню, Кукушкин звонил мне по ночам и спрашивал, что для меня бог, существует ли он, во что я верю. Я оказался в сложной ситуации — комментировать собственный текст. Но возникла задача ещё сложнее — этот текст заново отредактировать, сократить и дописать. Поэтому то, что увидят зрители в „Гоголь-центре“, — это новая редакция. Более того, сегодня ночью накануне премьеры мы снова переделали финал. Поэтому сегодня будет настоящая премьера. И я сам её очень жду».

Артём Шевченко

Напомним, Валерий Печейкин — драматург «Гоголь-центра», участвовавший в создании постановок Серебренникова «Кафка», «Сон в летнюю ночь», «Идиоты» и «Метаморфозы», а также репертуарных спектаклей «Гоголь-центра» «Девять» (режиссёр Сергей Виноградов) и «Свобода № 7» (режиссёр Илья Шагалов). Также Валерий Печейкин является автором сценария фильма Александра Горчилина «Кислота» и автором текстов к спектаклю-открытию театра «00:00» (часть «День»). Кроме того, пьесы Валерия Печейкина в стенах «Гоголь-центра» исполнялись артистами театра в рамках специальных событий: в рамках проекта «Запрещённый театр» проходила читка пьесы «Моя Москва», а в рамках марафона читок «Пьеса мечты» — «Маленький герой» (режиссёр обоих показов — Илья Шагалов).

Отметим, что на Малой сцене «Гоголь-центра» уже выпускали свои самостоятельные работы ученики Кирилла Серебренникова — не только режиссёры Женя Беркович («Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева и «Марина» по пьесе Любы Стрижак) и Илья Шагалов («Свобода № 7», драматург — Валерий Печейкин; в ближайшее время приступает к работе над спектаклем-посвящением Юрию Мамлееву), но и актёры: первым опытом стал спектакль «Иоланта / Opus» (драматург — Люба Стрижак) — совместная режиссёрская работа Александра Горчилина, Филиппа Авдеева и Игоря Бычкова, а затем Филипп Авдеев поставил спектакль «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак.

Фотографии Тимофея Колесникова из facebook «Гоголь-центра» и Валерия Печейкина, а также с сайта театра (gogolcenter.com).

Комментарии
Предыдущая статья
“Золотая маска” назвала спектакли зарубежной программы 20.02.2019
Следующая статья
Екатеринбургский ЦСД сыграет в Москве одиннадцать спектаклей 20.02.2019
материалы по теме
Новости
Шахмардан и Дурненков создают в Финляндии «Предзнаменования»
23 ноября на Малой сцене Городского театра Лаппеенранты (Финляндия) пройдёт премьера спектакля Камрана Шахмардана по тексту Михаила Дурненкова «Предзнаменования» («Ennusmerkkejä»). Постановка — совместный проект Городского театра и возглавляемого Шахмарданом Black & White Theater. 
Новости
Fulcro и актриса Марина Шойф выпускают в Израиле автофикшн о саморазрушении
Сегодня и завтра, 20 и 21 ноября, в центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве театр Fulcro играет премьеру спектакля Даши Шаминой «No Name» по пьесе Ксюши Ярош. Это моноспектакль израильской звезды Марины Шойф, чья личная история и легла в основу постановки.