Сегодня,15 ноября в 17:00, в Петербурге в Петропавловской крепости (Невская куртина) пройдет открытый двухчасовой мастер-класс художественного руководителя проекта «Особый театр. Театральная лаборатория для слепых и слабовидящих» Бориса Павловича и режиссера проекта Дмитрия Крестьянкина. Участниками инклюзивного мастер-класса смогут стать люди без ограничений здоровья и с любыми его ограничениями.
«Особый театр. Театральная лаборатория для слепых и слабовидящих» – проект, возникший с сентября 2017 года по инициативе петербургского благотворительного Фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Молодые профессиональные режиссеры и актеры на протяжении года проводят занятия со слепыми и слабовидящими участниками проекта и готовят спектакль «Не зря», который состоится на Новой сцене Александринского театра 27 ноября 2018 года.
«Проект начался несколько лет назад с регулярных занятий, которые Дмитрий Крестьянкин, тогда ещё студент режиссерского курса РГИСИ, и его однокурсники стали проводить с незрячими и слабовидящими участниками любительской театральной студии “Фигаро” (Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению – ТЕАТР.), – рассказал журналу ТЕАТР. художественный руководитель проекта Борис Павлович. – Параллельно с этим фонд “ПРО АРТЕ” выпустил проект “Музыка для всех” под руководством Александра Маноцкова – зрячие и незрячие музыканты вместе исполняли музыку современных композиторов. “Музыка для всех” имела серьёзный резонанс, получила премию “Инновация 2017”, и Фонд “ПРО АРТЕ” принял решение продолжить инклюзивное движение, на этот раз – в театральном направлении. Рабочая группа, которая уже самостоятельно сложилась вокруг занятий Димы Крестьянкина и его коллег, стала ядром нового проекта. К ним присоединились новые участники – я, драматург Элина Петрова, художник Александр Мохов, композитор Роман Столяр, музыкант Алексей Востриков, художник по свету Стас Свистунович. Вместе мы стали изучать тему видимого/невидимого, пробовать объяснить/показать то, как я вижу мир. Встреча с Другим – это ключевая формула искусства как такового, но в инклюзивных проектах она обретет символическую наглядность. Как провести границу между видимым и не видимым? Что я на самом деле вижу, когда смотрю? Это исследование началось с биографических интервью, а пришло к экзистенциальным штудиям. Проект длится уже больше года, и это хорошая дистанция для того, чтобы в самом деле успеть что-то понять. Кульминацией наших проб стал совместный поход в зал Рембрандта в Эрмитаже. “Не зря” – это настоящий лабораторный, исследовательский проект. Надеюсь, он станет следующим шагом в инклюзивном движении российского театра – от социальных аспектов к чистой феноменологии».
В спектакле «Не зря», посвященном феномену зрения, темам восприятия и памяти, языка и коммуникации, примут участие 22 человека: 10 инвалидов по зрению, 2 слепоглухих участника и 10 профессионалов без ограничения здоровья.
По словам организаторов, в спектакле нет ролей, индивидуальных высказываний, и умышленно не делается акцент на том, кто из актеров «Особого театра» зрячий, а кто незрячий. Все личные истории вплетены в общую канву пьесы, в которой важно совместное исследование феномена зрения. Литературными источниками стали исследование Гёте «К теории цвета», работы Кандинского и Ле Корбюзье, эссе Ольги Седаковой «Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте». Эти и другие тексты участники лаборатории исследовали на репетициях и занятиях.
Фото: репетиция проекта «Не зря»