В Петрозаводске, в стенах Национального театра Карелии в первый рабочий день нового 2022 года, 10 января, руководители более 30 театральных коллективов, имеющих статус национальных, подписали меморандум о создании Ассоциации национальных театров России.
Документ был подписан на конференции, в которой приняли участие представители федерального и республиканского уровней. Начальник управления государственной политики в сфере межнациональных отношений Федерального агентства по делам национальностей России Тимур Цыбиков напомнил собравшимся, что не только в нашей стране этот год объявлен Годом культурного наследия народов России, но и Национальная ассамблея ООН провозгласила десятилетие с 2022 по 2032 год периодом языков коренных народов мира. Цыбиков также подчеркнул особую значимость театров для сохранения этнокультурного языкового разнообразия — как структур, имеющих дело непосредственно с языком.
Инициатор создания Ассоциации, художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского) Валерий Фокин назвал создание такой структуры, объединяющей национальные театры и позволяющей им сообща решать наболевшие вопросы, делом государственным и высказал предположение, что обновление театрального языка может начаться как раз с национальных театров. По словам Фокина, на эти мысли его натолкнула Театральная олимпиада 2019 года, которая проходила в Петербурге и имела обширную национальную программу. «Есть у нас в отношении национальных театров некая снисходительность, — сказал Фокин, — восприятие их вкупе как фонтана Дружбы народов на ВДНХ. Так вот после Олимпиады у меня такое отношение полностью исчезло, я увидел много сильных, самобытных коллективов».
Также Фокин рассказал о первых конкретных шагах, которые он и его команда намерены предпринять уже в рамках Ассоциации:
- проведении летней школы технического менеджмента для представителей национальных театров на Новой сцене Александринки;
- организации в рамках фестиваля-форума «Науруз» в Казани, в Театре им. Г.Камала образовательной программы, но уже для завлитов и пиарщиков;
- создании при РГИСИ в Петербурге заочной магистратуры, которая займётся подготовкой худруков и главных режиссёров национальных театров;
- поиске и художественном конструировании так называемой национальной взаимности — создании копродукций, совместных проектов между театрами разных народов, соединении разных культур и планах осуществить первый подобный проект в Якутии на международном театральном конгрессе к 100-летию республики грядущим летом;
- договорённостях с известной телекомпанией «Триколор», которая будет снимать и транслировать лучшие спектакли национальных театров;
- создании совместного онлайн-спектакля;
- гастрольной программе национальных театров России в 2022 году на Театральной олимпиаде в Будапеште;
- показах национальных спектаклей в Петербурге — в частности, в 2022 году спектаклей театров Татарстана и Якутии;
- строительстве площадки для национальных театров в Москве у метро Коломенская, о которой журнал ТЕАТР. писал уже не раз.
Также на конференции был учреждён Совет Ассоциации — как рабочий мобильный орган, позволяющий сообща решать текущие и стратегические вопросы. В состав Совета вошли:
Валерий Фокин — председатель, художественный руководитель Александринского театра
Дмитрий Месхиев — художественный руководитель — директор Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина
Хава Ахмадова — художественный руководитель — директор Чеченского драматического театра им. Х.Нурадилова
Фарид Бикчантаев — художественный руководитель Татарского академического театра им. Г.Камала
Саян Жамбалов — художественный руководитель Бурятского академического театра драмы им. Х.Намсараева
Иршат Файзуллин — директор Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури
Ирина Шумская — директор Государственного Национального театра республики Карелия
Андрей Борисов — художественный руководитель Саха Академического театра им. П.Ойунского
Должность секретаря была предложена арт-директору Филиала Александринского театра — Псковского театра драмы Андрею Пронину.
В отдельных выступлениях руководителей театров и приглашённых экспертов были высказаны внятные и здравые соображения о работе Ассоциации.
Дмитрий Месхиев подчеркнул, что порядка 70 национальных театров — это 3-4 миллиона зрителей в год, причём, большинство из них — дети. Месхиев также подтвердил своё намерение вести переговоры с «Единой Россией» о создании программы по поддержке национальных театров по аналогии с эффективно действующей программой по поддержке театров малых российских городов.
Ведущий конференции, директор Александринского театра Сергей Емельянов добавил, что очень важно определить, какие конкретно направления деятельности национальных театров нуждаются в поддержке.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, приехавшая поддержать самую многочисленную татарскую делегацию (Татарстан и в самом деле сегодня можно назвать самой театральной республикой страны), подчеркнула, что патриотизм можно формировать только путем осознания человеком корней, собственной идентичности — национальной в том числе.
Ирина Шумская, директор Национального театра Карелии, объявила, что горда, что столь весомое событие происходит именно в Петрозаводске и на территории её театра. И предложила в качестве одного из направления работы Ассоциации обмен информацией о новых пьесах. Очевидно, речь шла о создании единой информационной базы.
А Фарид Бикчантаев в очередной раз призвал всех собравшихся к трепетному отношению к проблемам национальных театров, напомнив, что за каждым из них в силу исторических обстоятельств стоят серьёзные национальные драмы, а то и трагедии.
Напоследок организаторы события — Валерий Фокин, Дмитрий Месхиев и Сергей Емельянов призвали собравшихся руководителей к активности, справедливо заметив, что только инициативная и оперативная работа всех участников может сделать Ассоциацию национальных театров сильным, влиятельным органом, к которому невозможно будет не прислушаться