В рамках издательской программы «100×150» фонда V-A-C и Artguide Editions вышел сборник эссе и писем Луи Альтюссера «Об искусстве». В книгу карманного формата вошли, в частности, тексты 1968 года о театре и драматургии.
«Письмо к Паоло Грасси 6 марта 1968», обращённое к тогдашнему директору миланского Piccolo Teatro, посвящено легендарному спектаклю Стрелера «Арлекин, слуга двух господ», который был показан в Театре Коммуны Обервилье. В этом тексте философ размышляет о стрелеровском Арлекине в исполнении Ферруччо Солери как о воплощении нескольких символических качеств: витальности (и в конечном счёте — «боевитости, желания бороться»), голода и секса — «или, говоря менее прямолинейно, голода и голода по голоду», который «он ощущает за всех». «Он неуловим, потому что он — центр спектакля, но никогда не остаётся на месте, никогда не находится в „физическом“ центре спектакля, так как для этого центра нет места ни на одной сцене в мире. И, видимо, не случайно он служит „двум господам“, один из которых — мужчина, а другой — женщина: потому что без него не было бы ни мужчины, ни женщины».
Второй текст в сборнике, напрямую связанный с театром, — «О Брехте и Марксе» (составители поясняют, что сам Альтюссер оставил эти заметки не озаглавленными). Очевидно, эта работа была написана во время подготовки к дискуссии, организованной Piccolo Teatro в те же дни, когда Альтюссер видел «Арлекина». В этом размышлении философ проводит любопытные параллели между местом Маркса в философии и Брехта в театре, утверждая, в частности, что в основе их подхода — «познание природы и механизмов» (философии — для Маркса и театра — для Брехта): «Брехт не упраздняет театр. Театр существует, он играет определённую роль. (…) Брехт берёт театр в его существующем виде и действует внутри театра в его существующем виде».
Альтюссер переосмысляет брехтовское «очуждение» (Verfremdungseffekt) как «эффект смещения» и размышляет о том, что ключевой проблемой является «смещение точки зрения», перечисляя совокупность смещений, которые у Брехта являются следствиями этого первоначального сдвига — применительно к пьесе, зрителю и актёру. В заключительной части текста философ пишет о театре как таковом (подразумевая в том числе театр Стрелера), о природе зрительского «самоузнавания» и «самоудостоверения» как залоге получаемого удовольствия — притом «глубокого», не поверхностного: «В театре зритель наслаждается наблюдением за игрой с огнём, чтобы удостовериться: на деле пожара нет или пожар не в его доме, а в доме у других; в любом случае, чтобы обрести уверенность: в его собственном доме пожара нет».
Луи Альтюссер (1918-1990) — французский философ-неомарксист, основатель структуралистского марксизма, ученик Гастона Башляра. В числе учеников самого Альтюссера, на которых он оказал заметное влияние, — Мишель Фуко, Жак Деррида и Пьер Бурдьё. Во второй половине ХХ века Альтюссер — не только влиятельный представитель западного марксизма, но и одна из самых значительных фигур западной философии. Работы Альтюссера, зачастую носившие междисциплинарный характер, имели значение не только для философии, но и для целого ряда гуманитарных наук.