Премьера «СУАД. Жить заново» пройдет 19 ноября на камерной сцене Театра «На Литейном». Инсценировка написана по роману-бестселлеру «Сожженная заживо», автор которого рассказывает о крайне жестоком отношении к женщинам на Ближнем Востоке.
Считается, что роман основан на реальных событиях. В книге описывается трагедия полюбившей арабской женщины. Суад, девушка из маленькой палестинской деревни, вступила во внебрачную связь с мужчиной и забеременела от него. Согласно местным традициям, такой поступок карался смертью (так называемое «убийство чести»). Родственники Суад облили ее бензином и подожгли. Женщина выжила, несмотря на многочисленные ожоги и отсутствие необходимого лечения: после того, как она все-таки попала в больницу, ей было отказано в медицинской помощи. Вскоре после этого у Суад произошли преждевременные роды. Ее ребенок также был оставлен без помощи со стороны медицинского персонала.
Девушку спасла Жаклин Тибо – сотрудница гуманитарной организации, благодаря усилиям которой Суад и младенца вывезли в Европу. Перенесенная травма привела к амнезии. Только через 20 лет, после длительного лечения и психотерапии, воспоминания стали возвращаться к Суад, и она решилась рассказать о том, что с ней произошло.
Нужно уточнить, что это книга «восстановленной памяти». Некоторые ученые и психологи считают, что рассказы восстановленной памяти являются вымыслом. Те, кто принимают их к рассмотрению в качестве правдивых, замечают, что они должны рассматриваться иначе, нежели обыкновенные воспоминания.
Именно поэтому достоверность описанных в книге событий вызывает многочисленные споры. К примеру, австралийский историк Тереза Тейлор указывала на многие медицинские, культурные и исторические несоответствия в книге. Как было сказано выше, Суад утверждает, что выжила после покушения без медицинской помощи, получив ожог 70 % тела, что физически едва ли возможно. До настоящего времени нет независимых доказательств, подтверждающих, что происходящие в книге события произошли на самом деле. Переписка Жаклин Тибо и Терезы Тейлор была прекращена по инициативе Тибо. В конце статьи Тейлор заключает свой анализ, утверждая, что Суад скорее всего не знает, кто она и как была сожжена.
Однако, в этом случае безоговорочная документальная достоверность произведения не так важна, как достоверность художественная. «Для чего существует театр? Чтобы зритель, придя туда, снова начал ощущать себя человеком» – говорит Алексей Янковский.
Автор инсценировки – Ася Ширшина, исполнительница роли Суад.
Спектакль создан при содействии независмой Театральной мастерской АСБ («Активная сторона бесконечности») под художественным руковоством Алексея Янковского.