Сегодня, когда весь мир говорит о возможности новой войны, редакция журнала ТЕАТР. выбрала топ-7 российских спектаклей о современных военных конфликтах. В основе всех работ — новые тексты или документальный материал. По неслучайной, как нам кажется, закономерности эти постановки оказались камерными, негромкими и созданными преимущественно независимыми командами.
СЧИТАЛКА
Кто: «Дочери Сосо», Москва.
Когда: 22 и 23 марта в 19.00 и 21.00 в Боярских палатах СТД РФ.
Душераздирающая история о дружбе двух девочек-подростков в заброшенном селе в зоне грузино-абхазского военного конфликта по книге Тамты Мелашвили в постановке Жени Беркович — с монструозными куклами и прекрасным грузинским многоголосьем.
М.Ш.
ДОНЕЦК. 2-Я ПЛОЩАДКА
На фото — сцена из спектакля «Донецк. 2-я Площадка» © Наталья Кореновская
Кто: Театр ЦЕХЪ и Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Когда: 26 февраля в 19.30 в Театре ЦЕХЪ, Санкт-Петербург;
6 и 7 апреля в 17.00 в Центре дизайна Artplay, Москва.
Первая часть документальной трилогии Анатолия Праудина «Одиссея» о человеке на войне, для создания которой команда спектакля месяц прожила в Донецке, работая на полуразрушенном заводе. Актёр Иван Решетняк в своем монологе достигает такого невероятного правдоподобия, что, кажется, перед нами реальный «Жека с Украины», зажатый войной на линии фронта, — свой среди чужих, чужой среди своих.
М.Ш.
СЕКТОР ГАЗА
На фото — сцена из спектакля «Сектор Газа» © пресс-служба “Золотой Маски»
Кто: Театр ЦЕХЪ и Экспериментальная сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Когда: 27 февраля в 19.30 в Театре ЦЕХЪ, Санкт-Петербург;
6 и 7 апреля в 20.00 в Центре дизайна Artplay, Москва.
Завершающая, третья часть «Одиссеи» Анатолия Праудина, созданная по итогам экспедиции в израильский кибуц на границе с сектором Газа, стала номинантом «Золотой Маски-2022». Виктор Бугаков тут абсолютно достоверно играет человека «не от мира сего», смотрителя зоопарка — своеобразного «ковчега» в зоне вооружённого конфликта.
М.Ш.
ЮДИФЬ
На фото — сцена из спектакля «Юдифь» © пресс-служба «Золотой Маски»
Кто: Фонд Alma Mater и Дом Радио, Санкт Петербург.
Когда: 9, 10 апреля в 19.00, 11 апреля в 15.00 в Доме радиовещания и звукозаписи, Москва;
29 апреля и 1 мая в 19.00 в Доме радио, Санкт-Петербург.
Пьеса Клима, написанная на украинском языке, переносит историю библейской героини Юдифи на современную почву. В постановке Бориса Павловича актриса Екатерина Таран, украинка по национальности, рассказывает о страшном выборе между чувством и долгом, между любовью и своим народом, который в конце концов разрушает её саму.
М.Ш.
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
На фото — сцена из спектакля «Холодная война» © netfest.ru
Кто: Театр Взаимных Действий, Москва.
Когда: следите за афишами.
В «спектакле-выставке» Театра Взаимных Действий — команды соавторов, работающих без авторитарного лидера, — холодная война становится и метафорой, и реальностью. Путешествие по прошлому — настоящему и вымышленному — сопровождается опытом воздействия на расстоянии, ядерными артефактами в советских холодильниках и размышлением о сказке как национальной матрице — травме и заученном отношении к миру, которое мешает нам жить и делает «холодную войну» привычным состоянием.
Е.А.
ВОЙНА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
На фото — сцена из спектакля «Война, которой не было» © Любовь Кабалинова
Кто: Театральная платформа «В Центре» (Ельцин Центр), Екатеринбург.
Когда: следите за афишами.
Постановка Семёна Серзина, основанная на документальном материале — чеченских дневниках Полины Жеребцовой, — решена как пронзительный монолог актрисы Екатерины Соколовой. История, рассказанная глаза в глаза, — психологический театр, построенный на нюансах и интонациях, современный в напряжённой пульсации эмоций взрослеющего ребёнка и растерянного подростка. Вполне бесстрашный актёрский опыт во вполне страшных предлагаемых обстоятельствах — с песнями Летова и Дягилевой на правах катарсиса.
Е.А.
SHOOT / GET TREASURE / REPEAT
На фото — сцена из спектакля «Shoot / Get treasure / Repeat» © masterbrus.com
Кто: Театр «Практика» и Мастерская Брусникина, Москва.
Когда: следите за афишами.
Минималистичный спектакль по знаменитому циклу коротких пьес британца Марка Равенхилла поставил Алексей Мартынов, актёр Мастерской Брусникина, вместе со звёздным составом «брусникинцев» — своих однокурсников и не только. Микроистории на двух-трёх актёров собираются в жутковатый пазл, где всё переплетено, война обязательно приходит на порог твоего дома, разъедая благополучный мир и даже душу, а убитые далеко-далеко мумиями проникают в ночные кошмары.
Е.А.