На заседании по делу «Седьмой студии» 16 июня специалисты по просьбе защиты оценили экспертное заключение Елены Баженовой. Также суд допросил саму эксперта Баженову.
Адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская сообщила, что в суд пришли два специалиста, которые подготовили заключение на экспертизу Елены Баженовой и Ольги Галаховой (Королёвой). Первой вызвали Ксению Никитину. Никитина работает в некоммерческом партнёрстве судебных оценщиков «Союз» в должности оценщика и судебного эксперта, провела около 50 судебных экспертиз.
Никитина заключила, что для судебной экспертизы был привлечён эксперт ненадлежащей квалификации, так как допущены два нарушения. Первое – неполнота мероприятий. Поэтому оценка деятельности «Платформы» занижена. Также Баженова выбрала неверную методику, ею были использованы «не те нормативы».
«Баженова не определяла, какие мероприятия были на гастролях, не распределяла мероприятия по жанрам. А это разные корректирующие коэффициенты». – сказала Никитина. Эксперт Баженова разделила все мероприятия на девять категорий, по каждой категории она использовала базовые нормативы затрат, но не учла, что на «Платформе» некоторые мероприятия были мультижанровыми.
Также, по словам Ксении Никитиной, Баженова использовала нормативы, которые выходят за даты определения стоимости (Приказы Минкульта 2016 и 2017 года). Перформансы Баженова вообще считала по нормативу, которого нет в приказе Минкульта.
Ксения Никитина считает, что для оценки мероприятий «Платформы» нужно было использовать сравнительный анализ или метод калькуляции затрат, который предполагает отдельные сметы по каждому мероприятию.
Далее суд допросил специалиста Наталью Строкову, гендиректора НП «Союз». Основной вывод Строковой в том, что затраты на «Платформу» составили 264 миллиона рублей, а не 87 млн рублей, как указано в экспертизе.
После перерыва суд обратился к допросу эксперта Елены Баженовой. Напомним, что 21 января 2020 года новыми экспертами по делу «Седьмой студии» были назначены Ольга Королёва и Елена Баженова.
На вопросы адвоката Кирилла Серебренникова Дмитрия Харитонова Баженова ответила, что видела второго эксперта Ольгу Королёву только во время знакомства в Минюсте.
— Вы знакомили Королеву с вашим заключением?
— Как я могла ее знакомить, если я ее видела два раза?
— Откройте, пожалуйста, ответ на шестой вопрос,— попросил адвокат.
Баженова открывает.
— Вы выводы на этот вопрос обсуждали с Королевой?
— Я не могла обсуждать, потому что я давала расписку.
— Хорошо. Почему в ответе на вопрос номер шесть нет ничего из исследования Королёвой? Кем подписан ответ на вопрос номер шесть?
— Всеми экспертами.
— Вопрос номер шесть подписан Королёвой и Баженовой, ваша честь.
Судья не дала адвокату выяснить, почему ответ на шестой вопрос подписан Баженовой и Королевой.
(цитаты по материалам газеты «КоммерсантЪ»)
Баженова сообщила, что при выполнении экспертизы использовала затратный метод:
«Обстоятельства не позволяли мне провести оценку по аналогии или сравнительному анализу. У меня есть сравнительный анализ по нормативам. Налоговый кодекс говорит, что, если нет первички, можно сравнить по нормативам».
— Вы не ответили на вопрос. Какими нормативами был определен этот затратный метод? — спросил Харитонов
Судья сняла этот, как и многие другие вопросы адвоката Харитонова.
Баженова также пояснила, что смотрела видео спектаклей для того, чтобы определить максимальную загрузку зала. Также выяснилось, что из показаний фигурантов дела Баженова знакомилась в основном только с показаниями Масляевой.
Баженова не смогла ответить на вопрос Харитонова, почему она использовала нормативы от 2015 года вместо нормативов от 2011-2014. Также оказалось, что Баженова считала постановки «Платформы» как спектакли малой формы, потому что зрительный зал был рассчитан не более чем на 300 человек.
Далее адвокат Лысенко пытался уточнить, верно ли, что Баженова делала экспертизу по отменённым приказам, но судья сняла этот вопрос.
Далее вопросы задавала Софья Апфельбаум:
— Когда вы считали гастроли от марта-апреля 2014 года, почему использовали такой базовый коэффициент?
— Могла быть опечатка.
Далее выяснилось, что эксперт Баженова не учла лекцию о Шекспире и открытый урок по степу, а у эксперта Королёвой эти мероприятия упоминаются.
Затем Баженова сообщила суду, что перепутала нормативные акты в экспертизе. Вопрос Карпинской о том, почему их об этом не предупредили, судья сняла. Также Баженова сообщила, что ей не понадобилась детальная смета по спектаклю «Сон в летнюю ночь», так как она посчитала, что смета не нужна.
После допроса Баженовой и перерыва судья говорила об исследовании трёх флеш-карт, предоставленных Софьей Апфельбаум. Однако в зале суда не оказалось программ для того, чтобы открыть документы. Апфельбаум передала судье нотариально заверенные распечатки этих документов.
Апфельбаум обратила внимание на то, что всё же необходимо снова изучить информацию на её флешке, которую исследовали ранее. Ведь «Платформу» проверял департамент контроля, однако этого куска теперь в деле нет. Министерство же утверждает, что проверять всё должен был театральный департамент.
Судья объявила, что на этом стадия представления доказательств завершена. Суд переходит к стадии дополнений. Следующее заседание пройдёт завтра, 17 июня в 10:30.