26-е заседание по делу “Седьмой студии”: в суде допросили Евгения Писарева, Екатерину Якимову и Евгению Шерменёву

На фото - Кирилл Серебренников и Алексей Малобродский © Фото Станислав Красильников (ТАСС)

На очередном заседании московского Мещанского суда были допрошены ещё восемь свидетелей защиты — как сотрудников «Платформы», так и компетентных в театральном менеджменте и продюсировании специалистов.

Первый свидетель, приглашённый в зал суда, — худрук Московского драматического театра им. А.С. Пушкина Евгений Писарев — фактически занимался «театральным ликбезом», объясняя суду, как функционирует стационарный театр и какими суммами он при этом оперирует. Числа, о которых шла речь, касались сроков, необходимых на репетиционный процесс и выпуск спектакля, системы оплаты труда артистов и ряда других вопросов. В частности, судью Олесю Менделееву удивила цена на билеты в Театре им. А.С. Пушкина, которую назвал Писарев (300-7000 рублей на большой сцене, 500-1000 рублей в филиале).

Основными вопросами, которые интересовали суд в этот день, была «всероссийская система обналичивания», о которой сообщили свидетели обвинения, ИП как удобное для театров явление и факт знакомства Серебренникова, а также остальных присутствующих с Видасом Силюнасом (театроведом, педагогом, доктором искусствоведения, проводившим независимую экспертизу по поручению суда).

Ни один из свидетелей не подтвердил, что когда-либо слышал о существовании «всероссийской системы обналичивания», — до принятия соответствующего закона пять лет назад государственный театр имел право пользоваться наличными из выручки за проданные билеты в кассе, сейчас такого права у него нет. Строго подотчётное использование наличных, для которого нужны чеки и авансовые отчёты, на практике возможно в отдельных случаях.

Наличие у актёра или другого творческого работника ИП, как объяснила вторая свидетельница — директор «Территории» Екатерина Якимова, — выгодно театрам, поскольку налоговые отчисления физических лиц составляют 13%, а ИП — только 6%. Она же отметила, что на «Платформе» её впечатляла «плотная сетка мероприятий» — уникальных событий, специально создаваемых в рамках проекта, — а также факт переоборудования галерейного пространства «Винзавода» в трансформируемую площадку, не только пригодную для проведения театральных и музыкальных событий, но и оборудованную «по последнему слову техники».

Актриса «Гоголь-центра» Александра Ревенко рассказала суду о спектакле «Сон в летнюю ночь», в котором она играла на «Платформе» (и продолжает играть по сей день уже в «Гоголь-центре»), удивив судью уже тем, что исходящим реквизитом на спектакле являлась бутылка вина, которое не выпивали, а выливали во время действия. Также Ревенко сообщила, что получала на «Платформе» зарплату наличными и расписывалась за её получение в ведомости.

Начальник издательского отдела ГЦ и копирайтер «Платформы» Максим Чуклинов рассказал о том, что аналогичным образом получал зарплату на «Платформе», а также объяснил суду суть своей работы на проекте в области smm и печатной продукции.

Продюсер Евгения Шерменёва, работавшая в годы существования «Платформы» в том числе в департаменте культуры, рассказала о том, что «Платформа» возникла после встречи Дмитрия Медведева с деятелями культуры, посвящённой инициативе продвижения современного искусства (что и воплотила «Платформа»). Также, рассказывая о том, какие департаменты занимались проверкой финансовой отчётности и целевого использования денег Минкульта, Шерменёва косвенно опровергла озвученное ранее свидетелями обвинения утверждение, что проверку должен был осуществлять подведомственный тогда Софье Апфельбаум департамент поддержки искусства и народного творчества. На вопрос о том, какое впечатление «в плане стоимости» производил «Сон в летнюю ночь», на премьере которого она присутствовала, Шерменёва ответила: «Это был дорогостоящий проект. Это авторская работа. Руками люди делали. Это очень дорого». Кроме того, она рассказала, что, когда появился «Гоголь-центр» и Алексей Малобродский стал его директором, «было жёсткое условие, что деньги на новые постановки будут давать только на те постановки, которые не были созданы на „Платформе“» — «и он понимал, что задвоение бюджета невозможно».

Директор театра кукол им. С.В. Образцова Ирина Корчевникова также рассказала о системе работы и финансирования государственного театра и добавила, подтвердив слова Шерменёвой: «Апфельбаум проверяла творческое состояние дел. Ни одна смета не проходит без финансово-экономического департамента и без департамента, который занимается контролем». Также вслед за Евгенией Шерменёвой она упомянула фамилию Ольги Генерозовой, которая руководила финансовыми проверками в период существования «Платформы», будучи главой департамента контроля Минкульта.

О системе работы кураторов и продюсеров различных направлений суду рассказала Анна Махова, работавшая на «Платформе» как музыкальный продюсер (куратором направления был Сергей Невский).

Последним свидетелем стала Ирина Золина, директор Электротеатра Станиславский. Она продолжила рассказ о системе работы государственных театров, назвала сегодняшние суммы, необходимые на создание отдельного спектакля, и подтвердила, что «по духу и смыслу» Электротеатр похож на «Платформу».

Следующее заседание по делу «Седьмой студии» начнётся 11 декабря в 11:30.

Журнал ТЕАТР. продолжает следить за развитием событий.

Комментарии
Предыдущая статья
Михаил Уманец ставит в ШДИ “мыльную оперу” по “Обломову” 10.12.2019
Следующая статья
«Пиноккио» Бориса Юхананова: осколок вселенной 10.12.2019
материалы по теме
Новости
Серебренников в Вене выпускает премьеру о власти и традициях
Сегодня, 26 сентября, Венская опера выпускает первую премьеру сезона 2024–2025 — «Дона Карлоса» Верди в постановке Кирилла Серебренникова. Дирижёр-постановщик спектакля — Филипп Жордан.
Новости
Театр имени Пушкина открыл «сезон юбилеев» 2024–2025
Вчера, 10 сентября, в московском Театре имени Пушкина прошёл сбор труппы. Художественный руководитель театра Евгений Писарев рассказал о планах на юбилейный 75-й сезон и о том, как представляет себе дальнейшую жизнь коллектива.