Вышел новый, 34-ый, номер журнала «Театр». Уже сегодня, 10 октября, он появится в магазине Электротеатра Станиславский. А в ближайшее время его можно будет купить в прочих театральных магазинах Москвы (от «Театральных книг» до «Фаланстера»), а также в «Порядке слов» в Санкт-Петербурге и в других точках продаж.
«О чем этот номер? Он о самом редком и одновременно важном в нашем театре (да и жизни) феномене – о низовых инициативах, – говорит главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. – Театр в России всегда был делом государственной важности. В СССР он стал государственным делом окончательно и бесповоротно. Мы решили собрать под одной обложкой рассказы о театрах, которые возникли тут в последние годы не по воле чиновников, а по воле одержимых театром людей. И не просто возникли, а умудряются выживать. Все города, в которых мы обнаружили такие театры, внесены нами на обложку. Равно как и названия самих театров/институций: от чудесного казанского «Угла» до очень интересного Театра 18+ из Ростова-на-Дону.
Интересное наблюдение: самым урожайным на «независимость» оказался Петербург: доблестные питерские театроведы составили каталог, в котором подробно описаны 26 (двадцать шесть!) независимых театров этого города (абсолютный рекорд!). А самым неурожайным – мажористая, вальяжная, разжиревшая на чужих харчах и буржуазная в самом плохом смысле этого слова Москва.
Вообще, изучать географию театральной независимости России оказалось делом в высшей степени интересным. Не только с театроведческой точки зрения, но едва ли не больше – с социлогической. Это почти то же самое, что изучать наличие тут гражданского общества. Я очень благодарна всем авторам. В каком-то смысле они составили своеобразную энциклопедию независимого театра в современной России».