Журнал ТЕАТР. запускает лекторий в Новой Голландии

Новая Голландия. Фото с сайта sdelanounas.ru

С марта по октябрь 2021 года в рамках «Открытого лектория» в Новой Голландии в Петербурге авторы журнала ТЕАТР. проведут цикл лекций о театральном искусстве. 

Куратор лектория, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала ТЕАТР. Марина Давыдова рассказывает о проекте: «За десять лет, что существует обновлённая версия журнала ТЕАТР. — старейшего российского журнала о сцене, на его страницах были затронуты едва ли не все важнейшие аспекты и проблемы перформативных искусств. Выходили тематические номера о современной опере, о contemporary dance, о новых пространствах нового театра, o феномене перформанса, о разных формах социального театра, о театре и новых технологиях, о театре и религии, о театре и феминизме. Всё это так или иначе найдёт отражение в цикле лекций.

Лекторы курса — это всегда авторы журнала и одновременно известные учёные, отнюдь не только театроведы. Порой они пытаются заглянуть в пространство театра со стороны арт-критики, социологии или даже религиоведения. В ходе лекций слушатели смогут представить себе современный театр не как огромный регулярный парк, а скорее как сад расходящихся тропок. Как пространство, в которое (и из которого) ведёт сразу много путей». 

11 марта пройдёт первая лекция историка религии, доцента Центра изучения религии РГГУа Бориса Фаликова «Влияние оккультизма на европейское искусство XX века: Георгий Гурджиев, Питер Брук и Ежи Гротовский». 

В силу ряда причин оккультизм и восточные религии оказали заметное влияние на искусство модернизма, от литературы до живописи и театра. Кавказский мистик Георгий Гурджиев опирался на театральные формы для презентации эзотерического учения о «Четвёртом пути». В начале своей деятельности он собирался поставить балет «Битва магов» в Москве, а после бегства из России во время Гражданской войны разработал технику «священных танцев» для пробуждения человеческого сознания и обучал этой технике в Институте гармонического развития человека в Фонтенбло. Британский режиссёр Питер Брук увлёкся наследием Гурджиева после Второй мировой войны в Лондоне. В работе с актёрами он использовал идеи «Четвёртого пути», но они остались для него лишь средством для осуществления театральных задач. Польский режиссёр Ежи Гротовский, по утверждению Брука, не был знаком с учением Гурджиева, но пришёл к похожим результатам в ходе театральной деятельности, начав использовать театр для трансформации сознания. 

25 марта критик, куратор, специалист в области гендерных исследований Людмила Бредихина прочитает лекцию «Перформанс в прошлом и настоящем: границы понятия и актуальная практика». 

Классический перформанс как жанр и вид современного искусства пережил расцвет в 60–70-е годы прошлого века. В России же бум радикального перформанса пришёлся на 1990-е. 

В лекции будут затронуты вопросы: как соотносится «перформанс» с «перформативностью», без которой не обходится ни один разговор о современном театре? Перформативен ли перформанс сегодня? Принадлежит ли он исключительно истории современного искусства, или его истоки обнаруживаются в истории театра и таких паратеатральных формах, как художественное поведение, дендизм, шутовство и юродство? Почему перформанс возвращается и почему на сцену?

Лекция будет спровождаться видеофрагментами из текущей театральной практики и истории современного искусства.

8 апреля пройдёт лекция редактора журнала ТЕАТР., кандидата искусствоведения Валерия Золотухина «От фонографа до магнитофона: как записывались легендарные спектакли российского театра и что от них сохранилось». 

Разговор будет посвящён истории архивации спектаклей с помощью звукозаписи. Один из её самых ранних эпизодов относится к концу XIX века, когда предприниматель и музыкант-любитель Юлий Блок записал на фонограф двух премьеров Малого театра — Александра Южина и Александра Ленского. Несколько десятилетий спустя, в середине 1930-х гг. в Государственном театре им. Вс.Мейерхольда Леонидом Варпаховским были развернуты опыты по составлению партитур спектаклей и звукозаписи отдельных сцен в студии. Они позволяют понять, что способы архивации театра зависели не только от технических возможностей своего времени и свидетельствовали они не только о самих спектаклях, но и о том, как смотрели, слушали и понимали спектакли их современники. Эта «зрительская перспектива» является ключевой особенностью магнитофонных звукозаписей спектаклей Театра на Таганке, которые были сделаны прямо из зрительного зала поклонниками спектаклей Юрия Любимова. 

Лекция сопровождается демонстрацией редких архивных материалов.

22 апреля историк балета, танц-критик, кандидат искусствоведения, эксперт по рукописному фонду Архива Нотной библиотеки Большого театра Сергей Конаев прочтет лекцию «Женская эмансипация: как российские Императорские театры работали социальным лифтом». 

Российские Императорские театры были созданы в XVIII веке как атрибут просвещенного светского государства. Не являясь ни оплотом благочестия, ни оазисом, свободным от патриархальных установок, они тем не менее давали многим актрисам, танцовщицам и женщинам-хореографам независимый доход, пенсию и возможность стать уважаемым членом общества, не вступая в мезальянс и становясь содержанкой. Мужчины-танцовщики в России никогда не подвергались такой дискриминации и унижению со стороны публичных интеллектуалов. В лекции разбирается, как два с лишним века назад российский театр предвосхитил современные тренды и, по сути, превратился в своеобразный социальный лифт. Отдельно в лекции разбирается эволюция амплуа травести. 

Напомним, что «Открытый лекторий» — это серия регулярных образовательных событий, проходящих в Павильоне острова Новая Голландия с 2017 года. В 2021 году проект включает в себя десять направлений: лекторий журнала ТЕАТР., киноклуб журнала «Сеанс», цикл лекций Музея современного искусства «Гараж», лекции по краеведению, архитектурный лекторий журнала «Проект Балтия», лекторий о науке и технологиях Университета ИТМО, лекции по графическому дизайну, подготовленные дизайн-департаментом Новой Голландии, лекторий издания «Такие дела», лекции по философии и программа лекций об академической музыке.

Чтобы попасть на лекции, необходимо пройти регистрацию по ссылке.

В дальнейшем расписание лектория будет дополняться. Авторы журнала ТЕАТР. продолжат рассказывать о театральном искусстве до октября 2021 года. 

Комментарии
Предыдущая статья
В Венской опере Саймон Стоун выпустит премьеру онлайн 05.03.2021
Следующая статья
«Золушку» Рудольфа Нуреева покажут в кино 05.03.2021
материалы по теме
Новости
В Зальцбургском фестивале — 2024 примут участие Люпа, Гёббельс и Варликовский
Сегодня, 6 декабря, Зальцбургский летний фестиваль объявил программу на 2024 год. В афише драматического направления, за которую отвечает Марина Давыдова, — 4 мировые премьеры.
Новости
Чулпан Хаматова сыграет в спектакле Марины Давыдовой в Берлине
С 27 сентября по 1 октября в Берлине пройдут гастроли спектакля Марины Давыдовой Museum of Uncounted Voices («Музей неучтённых голосов») – копродукции Wiener Festwochen и театра HAU (Hebbel am Ufer). Главную роль в берлинских показах сыграет Чулпан Хаматова.