Зачем Таганке выставка Перетрухиной? — Чтобы зомби не приходили.

Меня спрашивают про новую выставку на старой Таганке — такая ли она замечательная, чтобы на нее идти, и вообще, не ерунда ли все это.

Отвечаю.

Нет, это не ерунда. Время идет и жизнь, увы, меняется, мы неизбежно стареем, изменяются наши тела, руки и волосы, что-то уходит безвозвратно, а что-то остается только в памяти, трансформируясь и теряя прежние значения. Это неизбежно, хотя в каждом живет желание остановить мгновение, оставить все «как было», сохранить прошлое. Получаются два движения, одно навстречу другому.

Память и вытесняющее ее изменение жизни — вот собственно тема, на которую решили поразмышлять те люди, которых объединяет Группа юбилейного года. Глупо было потратить время, силы и деньги на возложение букетов к руинам когда-то славного имени Таганки. Поэтому люди другого поколения — что важно — в чьем опыте та Таганка присутствует уже как часть театральной истории, попытались создать новый опыт, опыт реконструкции прошлого с учетом настоящего.

Фотография: Юлия Люстарнова
Фотография: Юлия Люстарнова

Что они придумали? Сначала обнулить память. Стереть на время привычные, ставшие рутиной, следы и — тут противники их верно угадали — разрушить , но не саму память, а ее стереотип, неживой и неинтересный для осмысления. Сделать так, чтобы на этот год Таганка снова стала предметом рефлексии. Именно для этого авторы выставки сначала очистили пространство стен, сняли с них замылившиеся от десятилетий письмена (это собственно и вызвало гнев и сравнения с выкидыванием на помойку домашних фото, хотя никто ничего не выкидывал) и поместили на этих белых страницах первый слой — вопросы. Почему начали с вопросов? Да потому, что хотели не лозунгов и штампов, а усилия мысли. Выставка — визуализированная книга, написанная в новой тетради, размещенной внутри исторического контекста, и ее временность — важная часть концепции.

Фотография: Юлия Люстарнова
Фотография: Юлия Люстарнова

Давайте подумаем, читая на стенах исторического здания, что нам (в самом широком смысле нам — людям), делать с нашим прошлым, которое меняется каждую минуту, ибо мы, оставаясь живыми, меняем его в своем сознании. И как экстраполировать его в наше будущее, которое мы тоже меняем своими усилиями?

Сегодня столкновение косного советского мышления, в котором у всего было свое навечно закрепленное место, с мышлением новым, учитывающим неизбежное изменение мира, стало очень остро. Невротические реакции усугубляются от того, что мир вокруг стал двигаться угрожающе быстро, не давая времени привыкнуть к его очертаниям. Тема времени сегодня самая актуальная.

Таганка, пятьдесят лет назад ставшая символом перемен, отличный повод для изучения смысла человеческой реакции на время.

Ксения Перетрухина — современный художник, отлично чувствующий, что сегодня главное происходит не внутри картины, спектакля, фильма, а между ним и его публикой, в тех областях, которые еще не так давно вообще не учитывались никем, ни художником, ни зрителем.

Фотография: Юлия Люстарнова
Фотография: Юлия Люстарнова

Нам, выросшим на музейно-застывшем пространстве советской идеологии (даже если она была протестной, суть от этого не менялась) очень трудно представить себе другой способ существования. Мы даже не позволяем себе поверить в то, что память трансформирует прошлое, что существует несколько прошлых, что отражение прошлого в будущем формирует настоящее.

Выставка на Таганке — первая глава, планируются еще несколько, каждая будет предлагать новую модель, но окончательной не будет. Зато, когда исторические фотографии и афиши вернуться на старые стены, взгляд на них будет совсем иным. Это и должно стать своего рода итогом.

Так что не надо ждать возращения Таганки. Мертвые, увы, как бы нам не хотелось, не возвращаются, разве что в виде зомби. Прошлое должно стать актуальным, тогда оно перестанет цеплять нас за пятки.

Антон Хитров. Разгерметизация

Комментарии
Предыдущая статья
Разгерметизация 27.11.2013
Следующая статья
Богомолов и Балабанов 27.11.2013
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…