Айдар Заббаров ставит в Казани документальный спектакль об «угасающих» деревнях

На фото - момент репетиции спектакля "Я не вернусь". Фото из соцсетей Камаловского театра.

Премьера авторского спектакля Айдара Заббарова «Я не вернусь», основанного на интервью с жителями малонаселённых деревень и отрывках произведений татарских классиков, пройдёт в Камаловском театре сегодня, 4 декабря.

Спектакль «Я не вернусь» — рефлексия на важные для татарского театра темы времени и родной земли, национальных корней. Спектаклей, связанных с образом деревни, в репертуаре любого театра Татарстана, включая казанский Камаловский театр, немало. Однако опыт исследования деревни здесь и сейчас, тем более возникший как результат масштабных экспедиций, во многом нов. Нынешним летом режиссёр Айдар Заббаров и актёрская команда спектакля посетили несколько десятков татарских деревень и в итоге создали спектакль-вербатим на основе собранных интервью. Принципиальным становится решение играть «Я не вернусь» на малой сцене театра — спектакль, по замыслу создателей, станет серьёзным (хотя во многом ироничным по форме) разговором глаза в глаза, а сцена камерного пространства «продолжит» зрительный зал (сценографическое решение спектакля также принадлежит режиссёру).

О том, как возникла идея спектакля, и о работе над ним подробно рассказывает сам Айдар Заббаров: «Я, как и многие из моего поколения, проводил каникулы в деревне, где жили мои бабушка и дедушка. И вот однажды, когда бабушки с дедушкой уже не было на свете, а я стал взрослым и приехал в наш деревенский дом, вдруг в какой-то момент меня осенило: скоро этой деревни не станет, она просто исчезнет. И накатила тогда на меня невыносимая тоска, которая, как у Чехова, «кажется, весь свет залила». И в тот вечер я думал о том, что вот жили люди, строили свое будущее, здесь кипела жизнь. И раньше здесь было радостно. А теперь — тоска…

А во время пандемии и самоизоляции мне прислали в WhatsApp видео, на котором деревенский дядька играет на гармошке. И снова вдруг вспомнился тот давний вечер, те ощущения, и во мне явно сформировалось желание узнать: а как обстоят дела в наших деревнях сегодня, как живут люди, как складываются человеческие судьбы? Кроме того, я давно хотел поработать в технике вербатим. Исследовать этот путь общения со зрителем, осмысления и театра, и себя. Мою идею приняли в театре, и мы с актёрами уже в июне отправились по деревням Татарстана в поисках живых, настоящих историй.

Мы посетили более 20 малонаселённых «угасающих» деревень и взяли порядка 50-60 интервью. Истории получились очень разные. Нам встречались и люди, которые охотно делились своими историями, и те, кто категорически запретил даже использовать их рассказы. Есть среди них те, кто не тяготится одиночеством, и те, кто оказался в плену обстоятельств и вынужден доживать свой век среди заброшенных домов. Есть среди наших героев люди, которые знают многое о своих корнях и подробно рассказывают о своём роде, истории возникновения села. А все вместе эти истории о прошлом и настоящем татарской деревни рождают очень интересный контекст, который, в свою очередь, помогает находить ответы на важные вопросы не только сегодняшнего дня, но, возможно, и будущего…

Мы будем использовать в своём документальном спектакле и тексты художественной литературы. Монологи наших героев иногда будут отражаться в образах классиков. Действие спектакля разворачивается в деревенском клубе, где вечерами собирается пока ещё живая деревня… Там будет и гармонь, и песни, и танцы, а главное — настоящая жизнь людей, ещё верящих в лучшее будущее, приближающих его всеми силами.

В нашем спектакле неминуемо прозвучат размышления о татарах, родном языке, о родине, наших корнях, о нашем прошлом, настоящем и будущем… Каким оно будет, если лишить нас татарской деревни — места силы, свободы и жажды жизни?!».

В спектакле заняты Эмиль Талипов, Ляйсан Фазуллина, Фаннур Мухаметзянов, Эльвир Салимов, Алина Мударисова, Алмаз Бурганов и Гузель Гюльвердиева.

Ближайшие показы спектакля «Я не вернусь» пройдут 5, 6, 9 и 10 декабря.

Напомним, Айдар Заббаров в 2012 году окончил актёрский факультет Казанского театрального училища (курс Фарида Бикчантаева), а в 2018 году — режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). Среди работ режиссёра — спектакли в Москве («Соловьёв и Ларионов» по роману Евгения Водолазкина в «Современнике», «Белые ночи» по повести Достоевского в МХТ им. А.П. Чехова), Санкт-Петербурге («Беглец» по повести Льва Толстого «Казаки» в Театре им. Ленсовета) и Казани (поэтический спектакль по текстам Хасана Туфана и Туфана Миннуллина «Всё плывут и плывут облака…», «И это жизнь?..» по повести Гаяза Исхаки, «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина). Номинант премий «Прорыв» и «Золотая Маска». Лауреат фестиваля «Туганлык».

Комментарии
Предыдущая статья
Онлайн-программу Schaubühne дополнили показами памяти Ютты Лампе 04.12.2020
Следующая статья
В новом аудиоспектакле МХТ дети спасают Москву от бульварной нечисти 04.12.2020
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».