До 10 мая 2020 года в Музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость) открыта выставка «Звёзды ленинградского театрального плаката 1950-1980 гг.». Большинство экспонатов демонстрируются впервые.
Выставка посвящена театральному плакату как особому жанру графики и элементу городской среды. В экспозиции представлены около 100 театральных плакатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также эскизы декораций, театральные костюмы и макеты — большинство экспонатов впервые представлены публике.
Выставка освещает период с 1950-х по 1980-е годы, когда прерванная в 1940-е годы культура театрального плаката возродилась и расцвела. В экспозиции представлены, созданные в эти годы плакаты спектаклей Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Малого театра оперы и балета, Театра драмы им. А. С. Пушкина, Большого и Малого драматических театров, Театра комедии, Большого театра кукол, Театра им. Ленсовета, Театра юного зрителя и других театров.
В области театральной плакатной графики работали как профессиональные плакатисты, так и сценографы, художники-постановщики, которые сами создавали афиши к своим спектаклям.
Отдельный раздел выставки представляет работы Николая Павловича Акимова 1950-1960-х гг. к спектаклям Театра комедии: «Обыкновенное чудо» (1956) «Деревья умирают стоя» (1957), «Милый обманщик» (1961-1963), «Дон Жуан» (1963), «Свадьба Кречинского» (1966), «Двенадцатая ночь» (1967); и постановкам Театра им. Ленсовета: «Тени» (1953) и «Дело» (1954).
Николай Акимов — режиссёр, сценограф, педагог. Долгие годы он руководил Ленинградским театром комедии, с 1989 года носящего его имя. Именно на период руководства Акимова приходятся лучшие годы театра.
Николаю Акимову удалось сделать театральный плакат неотъемлемой частью спектакля. С его именем связаны и первые выставки театральных плакатов. Так, например, в предисловии В. Шитовой к каталогу выставки театральных плакатов Акимова, прошедшей в 1956 году в Москве, отмечалось, что он утверждал «новую форму общения театра и зрителя через афишу. Афишу, которая вместо широковещательной „продажи“ спектакля становится первым, но уже серьезным разговором с теми, кто завтра придет в театр: она должна вызывать в них предощущение зрелища, которое им предстоит увидеть, настроить глаз и разбудить мысль. И при этом акимовский плакат не становится „наглядным пособием“ к будущему спектаклю! В нем нет и тени дидактичности. Он ярок, привлекателен и — в лучшем смысле этого слова — рекламен. Он прививает любовь к театру, он воспитывает вкус».
Кроме работ Акимова, на выставке можно будет увидеть плакаты к спектаклям Большого театра кукол, выполненные художниками-постановщиками Владимиром Ховралёвым и Дмитрием Афанасьевым. Эти работы относятся к периоду 1960-х — 1980-х гг., когда Большой театр кукол возглавлял режиссёр Виктор Сударушкин.
На выставке представлена серия произведений театрального художника Игоря Иванова. В 1970-1980-е годы он был главным художником сначала Театра комедии, затем Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Работал для Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.
Также на выставке можно увидеть работы М. Гордона, В. Кундышева, З. Аршакуни, А. Траугота, О. Биантовской, О. Целкова.
Галерея плакатов, представленная в Петропавловской крепости, позволяет проследить основные художественно-стилистические тенденции в развитии театральной плакатной графики 1950-1980-х годов: от условных форм и минимализма до постмодернизма.
Выставка подготовлена Государственным музеем истории Санкт-Петербурга при участии Михайловского театра, Драматического театра «На Литейном», Академического театра имени Ленсовета.
Помимо этого, к выставке издан альбом-каталог «Ленинградский театральный плакат в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга. 1950-1980-е годы», в котором представлено более 250 экземпляров театральных плакатов. Цветные репродукции сопровождаются подробными описаниями, вводной статьей и справочным аппаратом. Большая часть материалов ранее не публиковалась.
Подробности на сайте музея.