12 января 2019 года в Театральном музее им. А.А. Бахрушина открывается выставка «Театр Марселя Салимжанова»
«Это совместный выставочный проект ГЦТМ им. А. Бахрушина, Казанского государственного академического театра им. Г. Камала и Института языка, литературы и искусств Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана, – рассказала журналу ТЕАТР. ученый секретарь музея Тамара Тихоновна Бурлакова. – Куратор выставки Рауза Султанова, театровед, доктор искусствоведения, сотрудник института, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Основу выставки составляют фонды Бахрушинского музея, а также материалы из музея Театра им. Г. Камала, который имеет собственные уникальные фонды, и собрания семьи Салимжановых. Будут представлены костюмы, фотографии, документальные материалы, афиши, программы, видеоряд. На вернисаже актеры театра представят парад персонажей из спектаклей Марселя Салимжанова.
Идея выставки возникла неслучайно. Важно отметить, что с этим театром, как и с другими театрами Татарстана, Бахрушинский музей связывают долгие творческие и дружеские отношения, потому что Казань – один из самых театральных российских регионов. Он находится на пересечении культур Востока и Запада, и этим определяется во многом и особенность культуры Татарстана, и его театра. Эта черта – соединение культур Востока и Запада – прекрасно проявила себя и в творчестве Марселя Салимжанова, который 36 лет возглавлял Театр им. Камала и предложил совершенно новые подходы к организации театрального дела в тот момент. Он пришел к руководству театром в 60-е годы, нелегкий период в жизни и культуре Татарстана, когда закрывались татарские издания, стало намного меньше издаваться книг на родном языке, в школах сокращалось преподавание на татарском языке. Марсель Салимжанов пришел в Театр им. Камала с новыми идеями, и ему прекрасно удалось соединить все лучшее, что накопил к тому времени советский театр с его мхатовской школой, с национальными и мировыми театральными традициями. Марсель Салимжанов внес в репертуар и в сценографию национальную основу, и именно благодаря ему в театре появились пьесы национальных драматургов: Карима Тимчурина, Туфана Миннулина, Наки Исанбета, Аяза Гилязова и других, а также новые технологии в сценографии, для чего он привлекал интересных сценографов не только из Республики Татарстан, но и из Москвы (Андрей Кноблок и другие) и Ленинграда. На этой выставке будут представлены экспонаты из собрания Кноблоков и из собрания семьи Салимжанова.
И это соединение основ национального театра со всем тем, что достиг на тот момент мировой театр, дало совершенно уникальное открытие, которое получило название «театра Салимжанова». Ему удалось вписать в мировой контекст национальный татарский театр. Лучшие традиции, сформированные в «эпоху Салимжанова» сегодня получили новое развитие в творчестве Фарида Бикчантаева».
У выставки трёхчастная структура. В первом разделе, посвящённому детству Марселя Салимжанова и его профессиональному становлению, представлены фотографии из личного архива режиссёра и мемориальные вещи. Второй раздел выставки будет посвящён творчеству режиссёра – зрители смогут увидеть фотографии и видеозаписи спектаклей, а также реквизит и костюмы к ним. В третьем разделе представлены видеозаписи выступлений Салимжанова на различных форумах, а также фотографии и живописные портреты режиссёра, написанные С.Г. Скомороховым и З.Ф. Гимаевым.
Марсель Хакимович Салимжанов /1934-2002/ – татарский театральный режиссёр, народный артист СССР. В 1966-м году стал главным режиссёром Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Обращаясь к разнообразным традициям мирового театра и авангардным исканиям начала ХХ в., Марсель Салимжанов прочно утвердил в татарском театре новые принципы игровой сценографии. Он коренным образом изменил прежние подходы к решению спектаклей, подчинив все компоненты единому режиссёрскому замыслу в трактовке произведения. Поставил такие спектакли как «Американец» /1969/, «Угасшие звезды» /1971/, «Капризный жених» /1975/, «Казанское полотенце» /1985/, «Голубая шаль» /1985/ и др. Однако самым большим своим достижением режиссер считал то, что у театра появился свой безгранично преданный «камаловский» зритель. «Когда я вижу, что зрительный зал заполнен только наполовину, — говорил он, — у меня возникает ощущение полной бессмысленности того, что я делаю».
Фотографии предоставлены ГЦТМ им. А.Бахрушина и Раузой Султановой