Выходила на берег Маруся

Стендап пиар-менеджера компании «Диалог данс» стал одним из важных событий прошлого сезона в отечественном современном танце.


«The Маруся» — это монолог Марии Сокольниковой, поставленный Александром Андрияшкиным. Мария Сокольникова — она же Маруся — один из важнейших элементов функционирования костромской арт-площадки «Станция», резиденции компании «Диалог данс». То есть танцовщики и хореографы Иван Естегнеев и Евгений Кулагин, основатели «Диалога», начинали работу без этой девушки — но сейчас уже невозможно представить себе, как это компания так обходилась. Александр Андрияшкин — хореограф и преподаватель, начинавший в новосибирском «Вампитере» и вот уже почти десять лет работающий в Москве. Их совместная работа родилась из дружеского трепа, из «может быть», из «почему бы и нет». Получилась продукция умная, точно сконструированная (при всей кажущейся импровизационности) и — веселая, что так редко бывает в отечественном современном танце.

Жанр этого спектакля, вероятно, следует определить как «танцевальный стендап» — человек на сцене говорит от первого лица, но в монологе слова и движения равноправны. Европейский аналог — работы швейцарца Жерома Беля, посвященные конкретным танцовщикам, собранные из обстоятельств их жизни. (Одна из его работ десять с лишним лет назад была сделана и в Парижской опере — там скромная работница кордебалета рассказывала о своей участи и заставляла себя слушать зал, привыкший к танцам прима-балерин; в Москве же в 2010 году в его постановке о себе говорил и танцевал Седрик Андрие). Сам Бель предпочитает называть свои сочинения «не-танцем»; все же «танцевальный стендап» мне кажется более точным термином.

Маруся выходит на сцену в строгом костюме. Абсолютная уверенность, абсолютное спокойствие, в интонации — пять пудов чугуна, что просто вынуждают аудиторию слушать и слушаться. «Поднимите руки, кто прочитал пресс-релиз, который раздавали перед входом». Руки поднимает меньшая половина зрителей. В сторону, тихо сквозь зубы — «Твари!» К публике, холодно — «прочитайте, пожалуйста». И спектакль не начнется, пока вы не прочитаете, пока она не даст отмашку.
Вскоре эта железная домоправительница исчезнет со сцены. Вернется — девушка в красных спортивных штанах, которая будет рассказывать, как ее занесло в этот самый современный танец. И весь этот рассказ превратится в насмешливый гимн костромской компании, не менее насмешливое объяснение в любви к своей работе и — в итоге — в рассказ о том, что такое счастье. И, конечно, о том, что такое театр.
Вот, бывало. Для спектакля срочно понадобилась овца. Но нет в этой компании такого специалиста, который обеспечил бы овцу на сцене. Купить дорого, нет бюджета. И овца лепится из папье-маше: это чудовищное создание, похожее на оштукатуренную гончую, теперь обнимает Маруся — трудно доставшаяся победа над обстоятельствами особенно дорога. В истории—анекдоте — точнейшая хроника жизни театров современного танца в России: никто тебе овцу не купит. Да что там овцу! Когда спектакль «Диалог данса» впервые выдвинули на «Золотую маску», компании были нужны 20 тысяч рублей, чтобы приехать и показать его в Москве. Маруся рассказывает, как отправилась к местному руководителю культуры, а тот ей объяснил, что в области есть мальчик-баянист, которому необходимо купить баян.
Тут вот что важно: никакой агрессии. Я знаю многих деятелей современного искусства, кто в такой ситуации убил бы дядечку (бывшего военного, брошенного «на культуру») сарказмом — вот, не понимает человек, где баян и где национальная премия. Здесь интонация — констатации факта, никто никого не зовет на баррикады. Да, баян. Ну да, мальчику нужен инструмент. А деньги на поездку в итоге нашли. На «Маску» съездили, «Маску» получили.
Это важнейшая черта компании «Диалог данс» вообще и Маруси Сокольниковой в частности — сотворив на пустом костромском месте компанию европейского уровня, запустив школу, организовав первоклассный фестиваль контемпорари («Диверсия», что каждую осень привозит в волжский город артистов с разных континентов), люди о собственной работе говорят с улыбкой. Никакого пафоса. Никаких войн.
Вот, пожалуйста, сценка сочинения спектакля. «В 86 процентах спектаклей современного танца присутствует стул» — сообщает героиня и таки ставит стул на сцену. Дальше — цепочка простых комбинаций в разных ракурсах; все не слишком сложно, и вроде бы даже наивно — но в какой-то момент можно увидеть уже призрак настоящего рисунка, который может пригодиться в развернутой работе. Тут Маруся полна иронии к самой себе как исполнительнице — ну, она же все-таки пиар-менеджер, а не танцовщица — но при всей этой иронии работу она выполняет настолько качественно, чтобы этот призрак замысла был виден.
Пиар-менеджер — человек, принадлежащий сцене и все же находящийся вне ее. В «The Маруся» героиня, начав заниматься танцем, потешно прописывает своим телом буквы, мечтает о том, чтобы артисты давали грамотные интервью и демонстрирует публике, что танцовщики видят со сцены, если кто-то в зале вытаскивает мобильник (даже тихонько) — можно поручиться, что все зрители этого спектакля теперь будут сдерживать свои порывы узнать, не звонил ли им кто важный во время представления. В итоге нам представили спектакль о public relations — но не только о работе пресс-секретаря. (Хотя сценка сочинения аннотации к спектаклю — совершенно гомерическая). В большей степени — о взаимоотношениях одной из лучших российских трупп современного танца с человечеством вообще. О работоспособности. О команде. О необходимом чувстве юмора. О том, из какого сора растут… — и так далее.

Комментарии
Предыдущая статья
Педагогическая поэма 01.08.2016
Следующая статья
Соло для одного вокзала и двух актеров 01.08.2016
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…