В московском театре «Около дома Станиславского» 26 и 27 марта играют премьеру — спектакль художественного руководителя театра Юрия Погребничко «Вишнёвый сад».
Этот «Вишнёвый сад» репетировали несколько лет — над спектаклем уже давно работали в момент открытия Новой сцены театра в апреле прошлого года. Двадцать лет назад Погребничко уже ставил «Вишнёвый сад» в «Около» — спектакль и режиссёр номинировались на одну из первых «Золотых масок». В нынешней премьере заняты два участника прежнего «Вишнёвого сада» — ведущая актриса и режиссёр театра Лилия Загорская и Юрий Павлов, актёр, работающий в «Около» столько же, сколько и Погребничко. Несмотря на то, что обоим представителям старшего поколения театра отданы формально «возрастные» роли (Шарлотта и Фирс), распределение ролей во многом небанально даже для «Около», никогда не идущего по пути наименьшего сопротивления. В частности, две исполнительницы роли Раневской — Мария Погребничко и Екатерина Кудринская — не просто молоды: они представительницы нового поколения, «молодой крови» театра «Около», и ровесницы этого театра. Елена Павлова и Татьяна Лосева (Аня и Варя соответственно) — актрисы других генераций. В осмысленности такого подчёркнутого qui pro quo сомневаться не приходится: очевидно, что традиционный для Погребничко опыт «перепрочтения», рефлексии на тему уже прожитого, но всегда остающегося за плечами прошлого, дробления и перекраивания материала пьесы, времени внутри и снаружи, судеб героев на сцене придётся переживать «набело» наиболее уязвимым и, вероятно, поэтическим юным Раневским.
Детали премьерного «Вишнёвого сада» держатся в секрете, однако наличие в списке действующих лиц Гамлета и Полония наводит на мысль, что традиционные для Погребничко размышления о вечном и бренном, утраченном и непреодолимом здесь в очередной раз обретут форму обрывков связующей нити дней. А чеховская последняя пьеса для этих размышлений — предельно благодатный материал. Что же касается соединения пьес и текстов в целое, то во многом это тоже примета фирменного стиля — как и возвращение к уже поставленным произведениям и спектаклям: в «Старшем сыне» Погребничко, например, Сарафанов дарил Бусыгину вместо табакерки полуреальный мир чеховской «Чайки» и пьесу о мировой душе.
В 2017 году Юрий Погребничко давал интервью проекту фестиваля «Золотая маска» «MaskBook» в связи с номинацией на премию спектакля «Магадан/Кабаре» — постановка тогда действительно получила «Маску» как лучший спектакль в драме (малая форма). В этом интервью режиссёр, в частности, говорил о времени: «Да, конечно, всё про сегодня. (…) Я же сегодня, и вы сегодня. Но мы можем с вами разговаривать, потому что всё прошлое — оно за нами. Если бы у нас не было прошлого, мы бы не могли произнести ни слова. А что такое прошлое? Это всё равно что смысл. Все думают, что ясно, что такое прошлое и что такое будущее. Ничего не ясно! Это условное описание мира. Всё прошлое при мне, почему же оно прошлое? Оно настоящее. (…) В действительности, театр и искусство ценны только тем, что они обнаруживают в человеке что-то ещё».
Почти тридцать лет работающая вместе с Погребничко художник спектакля Надежда Бахвалова в пространство, в чём-то вполне напоминающее «чеховские» спектакли и населённое героями во вполне «чеховских» костюмах, поместила Раневскую-девочку в кедах. Очевидно, такая героиня способна стать проводником в мир спектаклей Погребничко, которые давно уже многомерны хотя бы в силу соединения нескольких поколений артистов, которые говорят на разных диалектах одного и того же языка театра «Около».