Через несколько минут в Замоскворецком суде начнётся заседание по определению меры пресечения для режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук. Их обвиняют в оправдании терроризма в спектакле “Финист Ясный Сокол”, поставленном Беркович по документальной пьесе Петрийчук. Напомним, что спектакль является резко и однозначно анти-террористическим по своей направленности. Но поскольку обстоятельства таковы, что любое слово надо аргументировать, доказывая, что белое – это не чёрное, мы собрали первые, стихийные высказывания очевидцев, появившиеся вчера в соц.сетях. Подборка не полная и может обновляться. Мы оставляем авторскую орфографию. А также сознательно не указываем должностей и регалий, а только имена и род занятий. В соцсетях, а также перед судом истории – все равны.
Николай Песочинский, театровед, преподаватель
Могу сказать о пьесе и спектакле “Финист ясный сокол” простыми словами, для тех, кто его не видел и не читал пьесу. Я был в том составе жюри “Золотой маски”, которое присудило Светлане Петрийчук Национальную театральную премию в номинации “Драма. Работа драматурга”. Спектакль также был номинирован на Премию как лучший спектакль малой формы, за лучшую режиссуру – Жене Беркович, за костюмы (этой премией награждён).
Это нежный, психологически сложный, глубокий, драматичный, грустный спектакль. Женские судьбы, которые там показаны – на документальной основе – полны горечи и проблем, некоторые из них совсем тупиковые. Реальность обманывает, иллюзии счастья разбиваются. Создатели спектакля вглядывались в реальную ситуацию (она есть в нашей жизни!) – когда знакомятся вслепую, когда попадают в среду совершенно незнакомой культуры, других чувств, другого быта. Есть и более общий план для рассуждений зрителя, философский: чего ищет женщина, как выстраивается идеал мужа, как складывается любовный диалог, как можно потерять и как можно найти среду своего счастливого существования…
Конечно, это ни в коем случае не “пропаганда” или хотя бы “оправдание” такого пути, на котором оказались персонажи спектакля.
Ещё важно, что спектакль не прямолинейно жизнеподобный, он очень поэтичен, причудлив по интонации, по способу игры, по изобразительному решению.
Это гуманный спектакль. Он очень достойно находится в традиции русского психологического театра, могу сказать: он уже вошёл в историю новейшего русского театра.
Если к спектаклю есть вопросы, их нужно было бы задать специалистам, тем кто умеет видеть и анализировать художественные произведения. Не нужно доверять случайным мнениям. Нас в жюри тогда было 14 человек – разных театральных профессий, из разных городов, разных поколений. До нас спектакль смотрела большая группа экспертов, выдвинувшая его и пьесу на Национальную театральную премию. Спектакль много обсуждался, рецензировался профессиональными критиками. Эти мнения нужно учесть.
Варвара Фаэр, актриса, режиссёр
Я видела и читку на фестивале Любимовка, и спектакль в театре “Пространство внутри”. Речь о “Финисте Ясном Соколе “. Попробую объяснить простым языком, почему там нет никакого события и состава преступления в плане оправдания терроризма. Итак, героини спектакля – это наивные, сильно ограниченные в выборе и средствах, девушки. Эти девушки не выдуманные, они реально существуют. Эти девушки хотели любить, и так получилось, что рядом с ними в их среде не было ни одного мужчины, который смог бы вызвать это чувство. А раз так, то девушки начинают фантазировать. Интернет вполне подходящий для этого инструмент. Виртуальный мужчина привлекательнее реального, ведь о нём можно домыслить всё, что угодно. И вот появляется такой на аватарке южный красавец, сначала робко говорит о симпатии, потом о страсти, потом зовёт замуж, девушка уши-то и развесила и влипла по самую макушку. Она и знать не знала, что её вербуют, она просто влюбилась. И рванула к возлюбленному через три границы. А уж там оказалось, что это вовсе и не принц на белом коне, а черте что. Спектакль про то, что любовь подчас глупа, слепа и зла. И где тут терроризм? Тем более его оправдание. Оправдание это когда говорят: совершать террористические акты хорошо, террористы поступают правильно, надо делать так же. Здесь же говорят: бедные девушки влюбились в виртуальных мужчин, а те оказались террористами. Где оправдание терроризма? Готова свидетельствовать на суде, а также быть общественным защитником драматурга Светланы Петрийчук.
Нина Беленицкая, драматург
Пьеса Светы Петрийчук “Финист ясный сокол”, прочитанная Женей Беркович и её дочерьми Сосо, закрывала фестиваль “Любимовка” 2020 году. Это была классическая читка. Просто актрисы, абсолютно точно попадающие в текст. Но и этого было достаточно. Зал сидел не дыша. Такой мощной пьесы о любви и женской беззащитности не было давно. Документальные монологи девушек, которые отчаявшись ее найти, поверили в восточную сказку и одурманенные мечтой об обретении родной души, сделали шаг в преисподнюю. Их возлюбленные оказались вербовщиками в ИГИЛ.
К группе подключилась замечательная художница Ксения Сорокина и получился невероятно выразительный спектакль, который рвет сердце и вместе с тем услаждает взор. Опыт героинь экстремален, их судьбы переломаны, за свою ошибку они ответили сполна. Невозможно их не полюбить, им не сочувствовать, невозможно не ужасаться тому, куда их привела наивная вера в то, что любовь творит чудо и побеждает зло. Более гуманистического взгляда на несовершенную человеческую натуру трудно себе представить. Спектакля с более однозначным антитеррористическим посылом я никогда не видела. Поверить в то, что кто-то в этом может всерьез усмотреть оправдание терроризма, я не могу.
Я была на читке пьесы «Финист Ясный Сокол» Светланы Петрийчук на Любимовке. Читку, как и спектакль, ставила Женя Беркович. Спектакля, увы, не видела. Но если кто-то ищет мощный анти-террористический документ, то это как раз пьеса Светланы. В ней терроризм горе и великое зло. Только так и никак иначе.
Мария Варденга, журналист, сценарист
Я видела спектакль «Финист Ясный Сокол» два раза, и оба раза была под большим впечатлением. Не касаясь художественной стороны дела (поистине замечательной работы и режиссера, и художника, и актрис), хочу напомнить, что представляет собою само содержание этой постановки.
Это документальные истории провинциальных девушек, истосковавшихся по любви, от жажды этой самой сказочной любви вступивших в переписку с «прекрасными» юношами на сайтах знакомств и таким вот нехитрым образом угодивших в лапы радикальных исламистких сект… Горестные истории сломанных жизней, заканчивающиеся зонами и тюрьмами.
То есть это в самом прямом смысле – активное предупреждение и профилактика подобных случаев среди молодежи. Более того, я знаю, что спектакль видели и одобрили несколько муфтиев (!).
Аня Банасюкевич, театральный критик
Жене Беркович и Свете Петрийчук предъявлено обвинение в “оправдании терроризма” в связи со спектаклем “Финист ясный сокол”, они задержаны.
Я видела этот спектакль, читала пьесу и невозможно поверить в абсурдность такого обвинения. Спектакль ровно об обратном. Пьеса рассказывает о российских женщинах, уехавших в Сирию к интернет-возлюбленным, оказавшимся бойцами террористической организации ИГИЛ (запрещена на территории РФ). В пьесе и спектакле показан весь ужас и жестокость, с которыми они сталкиваются и частью которых становятся. Невозможно поверить в сегодняшние обвинения именно поэтому – спектакль ровно об обратном, он осуждает, он ненавидит терроризм, он обличает его как абсолютное, античеловеческое зло, несущее смерть и разрушение. Персонажи спектакля (он отчасти документален) теряют многое, подвергаются насилию и логическим образом попадают по суд, став, пусть невольным, но участником, преступления. Это спектакль-предостережение, и уж точно не оправдание, а обвинение терроризма, использующего любые средства в достижении своих чудовищных целей.
Света – известный драматург, у нее прекрасные пьесы, и все они о любви к человеку, о гуманизме, ровно как и спектакли, и вся деятельность Жени Беркович, которая уже много лет, помимо театра, занимается благотворительностью и социальной деятельностью, помогая людям, оказавшимся в трудной ситуации. Очень хочется верить, что это абсурдное обвинение будет снято, а театральная общественность возвысит свой голос в защиту режиссёра и драматурга. Завтра суд по мере пресечения.
Антон Хитров, критик
Не знаю, зачем опровергать очевидную ложь, цели которой прозрачны для любого минимально осведомленного наблюдателя. <…>
Наверное, стоит это делать просто на всякий случай, в надежде на сбой системы, или для истории, в конце концов.
Короче, по ссылке внизу — мой текст о Жене Беркович, Светлане Петрийчук и их спектакле «Финист ясный сокол», который, разумеется, не оправдывает терроризм, а совсем наоборот, пытается выяснить, почему наше общество уязвимо перед террористами
Лариса Каневская, журналист, театральный критик
Почему-то я не нашла свою статью о спектакле “Финист Ясный Сокол”, но несколько слов сегодня не могу не написать. Как и все спектакли Жени Беркович, тот спектакль был о любви, беззащитности, хрупкости человеческой. Пронзительный текст пьесе Светланы Петрийчук, основанный на документальных историях девушек, попавшихся в соцсетях на приманку ласковых слов и обещаний мужчин – радикальных исламистов. У каждой девушки – своя непростая судьба, каждая пыталась сбежать от одиночества и непонимания к сильному и доброму человеку, но случилась беда: каждая была обманута. Преступная террористическая организация заманивала наивных и доверчивых, собираясь их использовать. Девушки мечтали о большой и вечной любви, ради нее принимали ислам (а как по другому соединиться с возлюбленным?), но их вернули на родину и осудили в пособничестве терроризму. Героини вызывают сочувствие и жалость: они поплатились реальными сроками, они больше никогда никому не поверят… судьбы их сломаны.
Спектакль – притча, сказка, предупреждение. Равнодушных не было. Не представляю двух неадекватных зрительниц, которые, говорят, “пожаловались”. Мы хорошо помним про недавние оскорбления чувств неистовых верующих, регулярно посещающих не церковь, а театр, а затем этот театр травящих с помощью правоохранительных органов.
Сегодня Беркович обвинили в выдуманных кем-то намерениях, с которыми она два года назад делала спектакль….Как доказать что белое – это не черное упертым слепцам?
Олег Липовецкий, режиссёр
Я видел спектакль “Финист Ясный Сокол”. Это спектакль – анализ. Разговор о том, что нужно, чтобы женщины НЕ уезжали из страны и НЕ выходили замуж за террористов. Это патриотический спектакль о Любви.
Ольга Федянина, театральный критик, драматург
Дорогие адвокаты и любые другие заинтересованные лица. Я видела спектакль Жени Беркович “Финист Ясный Сокол” и хочу довести до вашего сведения следующее.
Это спектакль, смысл которого сводится к очень простому главному пункту: любой контакт с людьми, причастными к терроризму, – это самое страшное, что может произойти с человеком в современном мире. Без этого главного пункта этот спектакль не мог быть создан. Приписывать этому спектаклю (и лежащей в основе его пьесе) какую бы то ни было оправдывающую терроризм позицию, означает сознательно искажать очевидную реальность.
Алла Шендерова, журналист, театральный критик
<…> Это один из лучших Жениных спектаклей, очень ясный по мысли – о том, насколько ужасны эти террористические организации, в том числе ИГИЛ, запрещенный в России. Это спектакль о том, как неопытные, наивные и, к сожалению, никому не нужные на родине женщины, девушки попадаются на удочки этих как бы галантных ухажеров, “милых, обаятельных парней” – и попадают в террористическое рабство. Спектакль очень полезен именно тем, что он вскрывает механизм – как террористическая сеть заманивает к себе людей, которые и не думают становиться террористами. Спектакль как раз предохраняет от этого людей. И в художественном отношении этот спектакль был хорошо сделан, современно, никаких двойных смыслов там вычитать невозможно.
Мария Хализева, театровед, театральный критик
Каждый, кто видел спектакль “Финист ясный сокол” Жени Беркович по пьесе Светланы Петрийчук, понимает, что он о чудовищности терроризма. Я видела.
Марина Давыдова, театровед, критик, режиссёр
<…>
– Это фантастическое дело, подозреваю, направлено не только против самих Жени и Светы. Они важная, но не единственная, а, вероятно, и не главная цель всего этого немыслимого цирка – хотя именно они могут стать его главными жертвами. Притягивать за уши такую дикую статью к камерному спектаклю, чтобы уконтрапупить режиссера и драматурга, у которых нет никаких административных ресурсов и никаких бюджетов – это совершеннейшая дичь даже по нашим временам. Что-то тут не сходится!
– Если бы Женя являлась целью этого цирка лишь сама по себе, на нее можно было бы при желании завести банальную статью «за дискредитацию» (уж нашли бы что-то в стихах, в прозе, это чуть ли не на каждого пишущего можно найти – долго ли умеючи!). Но наши органы внезапно вспомнили о старом добром спектакле, который даже и не идет-то уже почти. Откопали в пыльных углах интернета идиотский анализ каких-то двух дур. Зачем такие сложности?
– А затем! Обвиняя старый спектакль по такой стремной статье, ты сразу охватываешь огромный круг лиц, так или иначе причастных к его появлению и – внимание! – прославлению.
Вся лента fb упоминает тот факт, что «Финист Ясный сокол» номинировался на «Золотую маску» и даже получил ее в двух номинациях. Я вас уверяю, что затеявшие все упыри, читая эти упоминания, радостно потирают руки! Дело в шляпе! Ведь именно национальная театральная премия с ее огромным институтом ротирующихся из года в год экспертов, а так же членов жюри, среди которых побывал едва ли не каждый значимый человек нашего театра, премия и одноименный фестиваль, обладающие в отличие от Беркович и ее «Дочерей Сосо» и ресурсами, и бюджетами, и остающиеся до сих пор одним из последних театральных бастионов прекрасной России прошлого (много ли их осталось!) – именно «Золотая Маска» и есть важнейшая цель этого цирка с уголовными статьями.
Спектакль «Финист Ясный сокол» – один из самых нежных пронизанных любовью к человеку спектаклей, какие я видела в своей жизни. Он не просто против терроризма, он вообще против любого насилия.
Но то, что происходит с «Финистом», Женей и Светой – это не локальное дело одного спектакля и двух прекрасных и таланливых людей. Это еще и попытка уничтожения важнейшей театральной институции России. Окончательная и бесповоротная зачистка всего, что осталось еще от нашего театра.
Это ясный знак всем оставшимся – никто не убережется!
Жене и Свете – моя бесконечная любовь и восхищение!
Татьяна Тихоновец, театровед, театральный критик
Сегодня арестованы режиссёр Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук. Связан арест со спектаклем “Финист Ясный сокол”, он был поставлен в 2020 году. В следующем году экспертный совет “Золотой маски” (а я была в том сезоне председателем совета) выдвинул его на национальную театральную премию России в четырех номинациях. В двух из них он победил и получил награды (лучшая современная пьеса и лучшие костюмы) Это бывает крайне редко, чтобы негосударственный, бедный, независимый театр “Дочери Сосо” получил (в очень сильном в том году) конкурсе сразу две награды! Пьеса написана на документальном материале (в очень стилистически тонком ключе использован русский фольклор) о тех русских Марьюшках, кто отчаявшись найти счастье со своим отечественным парнем (пьёт, бьёт и виноватит), поддались на ласковую заботу восточных принцев, которые бархатными голосами спрашивали о здоровье, беспокоились о красоте и убаюкивали рассказами о своих сирийских любящих мамах и о сладком зефирном рае на земле. И поддавшись на заботу, завороженные страстными горячими посулами отечественные Марьюшки решались вступить в виртуальный брак с сирийскими Финистами, а потом и рвануть на родину к обретенным мужьям. Там они оказывались в руках ИГИЛовцев (организация, запрещенная в России) и попадали в рабство, становились заложницами и пособницами террористов. Вот о чем были и пьеса и спектакль. Это был спектакль-предупреждение, спектакль-предостережение! Он разоблачал этот страшный обман, он буквально кричал о том, как расставляются сети террористической организации ИГИЛ, запрещенной в России. Как можно авторов такого спектакля привлечь к ответственности за оправдание терроризма, я не могу себе даже представить. Это все равно, что создателей фильма о ВОВ, обвинить в оправдании войны. Я, (говорю только о себе), гордилась выдвижением этого спектакля. Жюри оценило его очень высоко. Позже он получил еще несколько наград. Это в высшей степени патриотичное, умное, гражданственное высказывание. А Женя Беркович, которую я глубоко уважаю и нежно люблю, для меня настоящая Гражданка России. Она помимо всего, настоящий Поэт. Когда-то я попросила своего мужа почитать ее перевод “Пер Гюнта”. Он прочитал и сказал мне: “Не знаю, какой она режиссер, но Поэт она настоящий, подлинный”. Добавлю: она и режиссёр настоящий и человек подлинный».
Оксана Кушляева, театральный критик, драматург
Можно так сказать, что я из лоббистов пьесы “Финист, ясный сокол”, из тех, кто подсовывал эту пьесу всем знакомым режиссёрам, ещё со времён, когда Света Петрийчук прислала ее на драматургический конкурс, где я работала. Очень хотелось, чтобы пьесу заметили, прочли, и поставили. Почему? А именно потому, что она антитеррористическая. Редкая антитеррористическая пьеса, которая снимает с темы глухое покрывало страха и запрета, и начинает разбираться с большой комплексной проблемой. Разбирается с природой такого массового явления, как побег российских женщин на территории подконтрольные террористам. Мне было важно, чтобы пьесу увидели многие, потому что мне самой, лично мне из нее становилось понятно, как эта вербовка работает, а значит как с этим можно бороться.
Я не видела спектакля Жени Беркович по этой пьесе, из-за очень обидной и глупой отмены, но я всегда была страшно благодарна Жене за то, что она взялась за эту работу, за этот текст, за это исследование, которое помогает понять природу, того, что мы, обыватели, маркируем, как страшное и опасное, и просто стараемся не думать о нем, и пока мы не думаем о нем, оно становится ещё страшнее и опаснее.