Как театральный критик и завлит Московского детского театра теней Марина Шимадина стала участницей Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров и что ей это дало.
Второй Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров проходил в Москве при поддержке Фонда президентских грантов. Проходил на самых разных и неожиданных площадках – от Театра имени Вахтангова до ГУМа и Сколково. На него съехались более 500 театральных менеджеров со всей страны: директора, продюсеры, пиарщики и маркетологи. Среди них скромный театральный критик и завлит небольшого театра чувствовал себя поначалу лазутчиком с другого берега. На торжественном открытии художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас ещё и подчеркнул, что творческие люди и администраторы-управленцы всегда были и будут врагами. Директор Вахтанговского Кирилл Крок сказал ему «спасибо», похлопав по плечу. Больше к этой теме никто из спикеров с «другой стороны баррикад» не возвращался: никто ни разу не пожаловался ни на деспотичных худруков, ни на капризных режиссёров.
К тому, что критики — главные «враги народа», мы давно привыкли и даже не сильно удивились, когда Константин Богомолов, выступая на форуме с докладом о «мирной революции» в Театре на Бронной, сказал, что его театр обойдётся без них, а заодно и без молодого, неплатежеспособного зрителя, которому он предпочитает светскую буржуазную публику. Ну и пожалуйста, бог с вами, информационных поводов и событий сейчас всё равно больше, чем возможности о них где-то написать. Поэтому критики массово переквалифицируются в завлитов, пиарщиков, кураторов и продюсеров. И на этом пути нам, конечно, очень не хватает практических знаний и навыков. Все эти smm и srm, маркетинговые стратегии, воронки продаж и УТП (уникальное торговое предложение) поначалу кажутся страшными ругательствами на китайском языке. Но что делать, приходится в них как-то вникать. И здесь ВФТМ пришёлся очень кстати. Он, конечно, не заменит системного обучения и повышения квалификации, которые всем нам необходимы вне зависимости от образования, так как обстоятельства и правила игры постоянно меняются. Как говорила кэрролловская Алиса, сегодня нужно бежать со всех ног, только чтобы оставаться на месте. Вахтанговский форум дает возможность быстро получить конкретную информацию и прокачать скилы, необходимые здесь и сейчас.
Для меня, например, самой животрепещущей темой был грантрайтинг. Мы пишем-пишем заявки на разные гранты и ничего не получаем. Что мы делаем не так? После целого дня на сессии социального проектирования вопрос стал проясняться. Думаю, и остальные участники получили полезные лайфхаки: как открыть НКО при государственном театре, где найти альтернативные источники инвестиций, как настроить билетную систему и программы лояльности, провести гастроли без убытков, научиться находить спонсоров и зарубежных партнеров, как правильно вести соцсети и работать с аудиторией, как заработать на скидках и онлайн-показах, как привлекать в театр блогеров и использовать TikTok и т.д.
В один из дней работа была разбита по сессиям, что само по себе правильно и плодотворно. Хотя, конечно, хотелось послушать и про инструменты креативной экономики, и про философию фестивального движения, и про новые формы театра, и про радикальное воображение в театральном менеджменте, что бы это ни значило.
И обо всем этом, что принципиально важно, рассказывали не теоретики, не хранители сакрального знания, а практики, каждый день внедряющие эти идеи в жизнь и испытывающие на себе. Тренинг-практикум Евгении Карпаниной по фандрайзингу так и назывался: «Работа со спонсорами: фишки и лайфхаки, кейсы и грабли». И «грабли» тут, наверное, самое важное, потому что неминуемая встреча с ними способна сильно подорвать желание двигаться дальше. Информация о том, что остальные проходили через то же самое, сильно утешает в процессе.
Удивляет, с какой щедростью спикеры ВФТМ делились с участниками собственным уникальным опытом – готовыми презентациями для партнёров, матрицами для контент-плана, таск-трекерами – бери и пользуйся! В бизнес-сообществе все это сочли бы, вероятно, коммерческой тайной. Но у театров, как мы выяснили опять же на Форуме, нет конкуренции друг с другом. Их главные конкуренты – интернет, гаджеты, телевидение, киноплатформы и рестораны, которые гораздо доступнее, приятнее и не требуют от человека никаких усилий: ни интеллектуальных, ни физических – выбрать, купить билет, собраться, куда-то поехать… И каждый новый зритель, попавший в театр, это завоевание и победа всей индустрии.
И вот это – ощущение единого сообщества, где все, от руководителей федеральных театров с многомиллионными бюджетами, до создателей маленьких, но гордых независимых коллективов в регионах, чувствуют себя частью общего дела – было главным на ВФТМ. Тут на самом деле не важно: завлит ты или пиарщик, маркетолог или смм-щик, директор гостеатра или частного проекта. Команда под руководством петербургского продюсера Натальи Сергиевской, которая и придумала этот фестиваль, создала уникальную поддерживающую среду, где каждый ощущал себя желанным гостем, где участники вдохновляли друг друга.
Финальным аккордом форума стала защита проектов на Вахтанговскую премию в области организации театрального дела для молодых специалистов. Победителями конкурса, получившими денежный приз в 100 000 рублей, стали режиссёр Анна Фекета – за креативную пиар-кампанию и привлечение молодежи к своему спектаклю «Кровавая свадьба» в Мичуринске; Андрей Соколов — директор мытищинского «Фэста», который за несколько лет провёл полную перезагрузку театра; Дарья Меньщикова из Магнитогорска, ставшая лауреатом премии уже во второй раз. В 2019-м, когда она вернулась домой с наградой за проект «Театр в городе», её вынудили уволиться из театра. Но Дарья не отчаялась и во время пандемии организовала свой собственный новый «Театр Talk» – первое в городе арт-пространство, открытое для спектаклей, выставок, концертов и вечеринок.
В этом году некоторым счастливчикам повезло стать участниками ВФТМ-лабораторий, где они в течение двух месяцев на практике – в своих театрах – улучшали юридическую базу под руководством Валерии Маламуры, повышали доходы вместе с коммерческим директором пермского Театра-Театра Егором Мухиным, внедряли принципы педагогической коммуникации в соцсети с Эдуардом Карякиным, главным редактором «Суть медиа», формировали стратегию продвижения театра с помощью ребят из отдела маркетинга театра «Мастерская». Евгения Карпанина тоже проводила углублённый семинар по фандрайзингу, в том числе, для инклюзивных театров, и на этой почве добилась неожиданных результатов. Вдохновленный её идеями, благотворительный фонд «Анастасия» учредил специальный грант для инклюзивных театральных проектов, а также выделил 300 000 рублей на новую постановку театру неслышащих актеров «Недослов». Огромный сертификат театру вручили прямо на сцене в один из дней фестиваля – и это был сюрприз даже для организаторов форума. Чудеса реально случаются на наших глазах – если их немного подтолкнуть!