На «Вдохновении-2024» оживят советские полотна, сыграют Шекспира и исследуют расизм

На фото — сцена из спектакля «Кулинарная книга» © пресс-служба фестиваля «Вдохновение»

С 27 июля по 4 августа на ВДНХ пройдёт VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение». Все события смотра можно будет посетить бесплатно по предварительной регистрации, а на открытие и закрытие, которые пройдут в формате опен-эйр, вход будет свободным для всех желающих.

В этом году фестиваль посвящён двум ключевым темам. Первая, определённая как «Новые лица», объединит четыре направления: театр, музыку, танец и инсталляцию. Их кураторами стали (соответственно) актрисы Александра Урсуляк и Сати Спивакова, хореограф Егор Дружинин и художник-сценограф Тимофей Рябушинский. Вторая тема напрямую связана с «местом действия» — события этого блока посвящены 85-летию ВДНХ. Показы фестиваля будут проходить на 11 локациях, причём не только в пространстве павильонов, площадей, Дома культуры и Зелёного театра, но и на танцплощадке в парке «Останкино» и даже на колесе обозрения «Солнце Москвы». Кроме того, на протяжении недели — с первого дня смотра — будут проходить две лаборатории: танцевальная «КЕД LAB» под руководством Егора Дружинина и драматическая, во время которой участники вместе с режиссёром из Греции Менелаосом Каранцасом будут исследовать «Понятие хора в древнегреческой драматургии и современные подходы к его представлению на сцене». Итоги работы обеих лабораторий будут представлены зрителям в заключительный день фестиваля.

Генеральный продюсер «Вдохновения» Артур Григорянц рассказывает: «Чтобы собрать фестивальную программу этого года, мы отсмотрели в общей сложности 140 российских и зарубежных постановок. И благодаря сильной команде кураторов нам удалось остановить выбор на 28 ярких и актуальных проектах, которые будут интересны широкому кругу зрителей. Порядка четверти проектов мы реализуем самостоятельно или совместно с партнёрами, что стало уже традицией для фестиваля „Вдохновение“».

Среди наиболее масштабных событий смотра — показы мюзикла Алексея Франдетти и Санкт-Петербургского ТЮЗа имени Брянцева «Обыкновенное чудо», постановки Георгия Цнобиладзе и Новороссийского муниципального драматического театра имени Амербекяна «Охота жить» по рассказам Шукшина, а также спектакля-концерта Александры Урсуляк «Хорошие песни», премьера которого прошла этой весной. Кроме того, вместе с эскизной работой лаборатории «КЕД LAB» на «Вечере одноактных балетов» будет представлен спектакль-дефиле «Русский регтайм», поставленный Егором Дружининым для агентства «Арт-Партнёр XXI».

На фото — сцена из спектакля «Антуко» © пресс-служба фестиваля «Вдохновение» 

Значительную часть фестивальной программы составляют зарубежные постановки. Большинство этих работ исследует весьма болезненные и актуальные темы через формы современного театра. Чилийский спектакль Сантьяго Табара и театра Silencio Blanco «Антуко» — рассказанная без слов с помощью трёх кукол-марионеток реальная история «молодого парня, который в составе группы из 44 восемнадцатилетних призывников и одного сержанта замёрз насмерть на склоне вулкана Антуко». Моноспектакль бразильского актёра и режиссёра Клейтона Насименто (театр Cia do Sal) «Макаки» — размышление на тему расизма, основанное как на личном опыте автора, так и на судьбах великих темнокожих художников Эльзы Соарес, Мачадо де Ассиса и Бесси Смит. Тематически с этой постановкой пересекается «хореопоэма» южноафриканского Joburg Theatre «Песни о любви» по пьесе Нтозаке Шанге «Для цветных девушек» — «истории женщин, которые столкнулись с сильной болью» (режиссёр спектакля — Джеймс Нгкобо, хореограф — Лулу Млангени).

Ещё один тематический блок зарубежных спектаклей в афише «Вдохновения» — рефлексия на тему шедевров разных эпох, проникновения архетипов в современный мир. Так, «Мечты горничной» французской компании Telmah Okus Pokus — моноспектакль Аурелии Имберт о молодой польской уборщице в театре, которая начинает примерять на себя шекспировские и даже беккетовские образы, говоря на трёх разных языках. Эта работа была представлена на нескольких престижных фестивалях, включая Авиньонский. Другой моноспектакль, «Прямоугольник» иранской арт-группы Rectangle, — «театральная фантазия» о «захваченном киберпространством» Дон Кихоте в исполнении Имана Эсфахани (режиссёр и драматург — Сахра Рамезаниан). Что же касается шекспировских ролей, то у зрителей «Вдохновения» также появится возможность сыграть некоторые из них во время «уличного арт-аттракциона»: знаменитый петербургский театр «Странствующие куклы господина Пэжо» привезёт на смотр свою карнавальную «Шекспириану».

На фото — сцена из спектакля «Беспечная нота» © пресс-служба фестиваля «Вдохновение» 

А театр Apacheta Sala/Estudio из Аргентины и режиссёр Гильермо Какаче предложат оригинальную интерпретацию чеховской «Чайки» — своеобразную «открытую репетицию», во время которой зрители вместе с участниками оказываются за квадратным столом, а все роли исполняют пять актрис разных возрастов. Любопытно, что ещё в одной постановке из афиши смотра, «Беспечной ноте» нижегородского объединения «Нетеатр», все роли — от главной героини, девочки Таты, которая в 1941 году идёт в первый класс, до Владимира Маяковского — также исполняют пять актрис. Режиссёр Дмитрий Сухотерин поставил этот спектакль по собственной пьесе «Nota Bene 1945», основанной на реальной истории.

Также в афише «Вдохновения» — «партиципаторный спектакль-лекция» Габбилена Галычева «Законы Паркинсона», во время которого Максим Громов при участии зрителей исследует связь между театром и педагогикой; хореографическая постановка испанской компании La Chachi «Таранто», объединяющая танец в стиле фламенко и таранто с современным вокалом; интерактивная постановка чилийского театра Centro Cultural Teatro Container «Кулинарная книга», в которой зрители вместе с артистами на протяжении четырёх дней будут создавать мультикультурную «кухню» и делиться рецептами.

На фото — сцена из спектакля «UNONA.L1-0BOV1o» © пресс-служба фестиваля «Вдохновение»

Постановки, связанные с пространством ВДНХ, представят пермская компания «немхат», которая предложит зрителям сделать круг на колесе обозрения во время саунд-спектакля «Слегка касаться земли», и режиссёр Максим Филатов, работающий над сторителлингом «ВДНХ. Воспоминания». Во время спектакля на большой экран будет транслироваться прогулка актёров, рассказывающих реальные истории людей, когда-то посещавших ВДНХ.

Откроется смотр ещё одним специальным проектом — вечерним шоу «Вдохновляя поколения». Куратор фестиваля Тимофей Рябушинский создал для фестиваля арт-объект по сценам из картин Александра Дейнеки «Строители. Эскиз мозаики „Мирные стройки“», Александра Самохвалова «Ремонт паровоза» и Бориса Казакова «В метро». В постановке Олеси Невмержицкой герои этих полотен станут участниками вечернего уличного шоу. А завершающим событием фестиваля станут показы «техно-эпоса» петербургского уличного театра Vokrug «UNONA.L1-0BOV1o» — «история любви, мести и прощения» в исполнении одной актрисы и трёх сложных многометровых кукол: главных героев, Мужчину и Женщину, «играют» металлокаркасные марионетки высотой в 8 метров, управляемые подъёмными кранами и 14 кукловодами. И «Вдохновляя поколения», и «UNONA.L1-0BOV1o» будут показаны дважды — 27 и 28 июля, 3 и 4 августа соответственно, вход свободный. Для посещения остальных спектаклей, концертов и других событий смотра нужна предварительная регистрация на сайте фестиваля.

Комментарии
Предыдущая статья
Фестиваль «Дягилев P.S. — 2024» объявил программу 24.07.2024
Следующая статья
На Руртриеннале-2024 пройдут премьеры спектаклей Серебренникова, Кеерсмакер, ван Хове 24.07.2024
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».