Блиц-интервью худрука Александринки корреспонденту журнала ТЕАТР.
День театра начался с новости, оглашенной министром культуры и шокировавшей театральное сообщество: петербургский Александринский и ярославский Волковский театр объединяются в один художественный организм. Журнал ТЕАТР. обратился к Валерию Фокину за разъяснениями и получил их в полной мере.
– Это будет называться «Театрально-культурный комплекс «Первый Национальный Российский театр». Что является правдой. Исторически. Два старейших российских театра образуют вот это соединение, конечно, для решения художественных задач. Это в первую очередь. Иначе зачем?
– Можно ли более конкретно по поводу художественных задач?
– Тут может быть огромное количество программ, связанных и с гастрольной деятельностью, и образовательной, и с репертуарной, с объединением двух фестивалей – Александринского и Волковского. Но самая главная, как мне кажется, задача – чтобы два этих старейших театра в меру своих возможностей и желаний определяли точки отсчета в вопросах соединения традиции и новаций. Вот это главная, на мой взгляд, задача. Сегодня столько идет всяких ненужных и бессмысленных дилетантских разговоров о том, сколько должно быть театров, какими они должны быть?.. Театры должны быть разными. Но вот эти два театра должны определять корневые позиции, задавать профессиональные планки.
Еще есть один момент. Прекратятся, наконец, разговоры о том, кто первый театр, а кто второй. Меня они совершенно не волновали, но тоже были совершенно лишними и бессмысленными. Потому что дело не в том, кто первый, кто второй, а в том, кто мертвый, а кто живой. И вот что еще очень важно подчеркнуть. После названия «Первый Национальный Российский Театр» будет продолжение: «Александринский театр (Санкт-Петербург), Ярославский театр им. Волкова». То есть, ни в коем случае не уничтожается ни один театр – потому что сейчас разные «доброжелатели» непременно начнут про это говорить. Так вот, повторяю: никто никого не закапывает, каждый из театров живет своей жизнью, потому что театры – разные, каждый с индивидуальным лицом и оно, это художественное лицо, у каждого из театров останется.
Валерий Фокин: «И да, самое главное чуть не забыл: в перспективе должен будет открыться наш филиал в Москве – разумеется, с собственной площадкой»
– А объединяетесь вы формально на уровне чего? Дирекции?
– Пока еще никакой дирекции нет. Но со временем она, конечно, появится. А как же, если у нас будут общие программы? Наверное, будет объединенная дирекция. Но художественно все остается, как есть: никто никого не подвигает.
– То есть, генеральная задача объединения какова?
– Аккумулировать все средства и возможности для решения тех задач, которые может и должен решать первый национальный театр страны. Ну, например, у нас есть пять пространств, в Ярославле – три. Таким образом, мы имеем в потенциале восемь сценических пространств. Это же здорово. Я уже не говорю, что Ярославский театр вырывается на другой уровень – и внутрироссийский, и международный. Так что это очень богатая идея, которую мы с Евгением Марчелли давно хотели реализовать, еще пять лет назад начали об этом говорить.
– То есть, Марчелли не против?
– Это наша с ним инициатива, которую вчера поддержали два художественных совета – Александринки и Волковского театра. Это же не приказ сверху.
– Но воспринимается это сейчас именно так.
– А почему это так воспринимается?
– Потому что подается из уст министра Мединского, который рассказывает об этом, как о важной акции минкульта. Во всяком случае, так это преподносится в СМИ.
– Да, но Мединский при этом тоже особо подчеркнул, что это – инициатива двух театров, поддержанная минкультом.
– А вы уже сталкивались где-то с успешным опытом подобного объединения или это будет абсолютно уникальная практика?
– В мире полно опытов, когда крупные институции объединяются и работают вместе. У нас же были примеры неудачные, когда музей объединялся с театром кукол и с филармонией. Подобные колхозы – это, конечно, бред. Но в нашем-то случае всё органично, и, самое главное – обусловлено историей. Я считаю, что это – историческое событие. И да, самое главное чуть не забыл: в перспективе должен будет открыться наш филиал в Москве – разумеется, с собственной площадкой. Для совместных гастролей, фестивалей, для осуществления других художественных программ. Тогда получается уже три города – и это открывает возможности колоссальные.