В Театре Камбуровой ставят «читакль» про «советскую Манон Леско»

Промофото спектакля "Турдейская Манон Леско" © Александр Иванишин

8 и 9 октября в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой пройдёт премьера спектакля Дениса Сорокотягина «Турдейская Манон Леско» по одноимённой «забытой» повести Всеволода Петрова, которая прежде никогда не ставилась на сцене.

Автор повести Всеволод Петров (1912-1978) – искусствовед, писатель и музейный деятель. Друг Даниила Хармса, ученик Николая Пунина, рафинированный петербургский эстет и один из последних представителей русского литературного модернизма. Изгнанный в 1949 году из Русского музея, он писал блестящие искусствоведческие монографии, но его главный художественный текст – «Турдейская Манон Леско» – пролежал в столе более шестидесяти лет и был напечатан в «Новом мире» только в 2006 году, уже после смерти автора.

В основу повести лёг автобиографический «военно-полевой роман», который писатель пережил на службе в санитарном поезде. Главный герой спасается от ужасов войны в своём воображаемом мире, декламирует стихи Николая Олейникова и читает перед сном «Страдания юного Вертера». В его жизнь врывается легкомысленная санитарка Вера, в которой мечтательный интеллигент видит то Марию-Антуанетту, то изящных героинь картин Ватто.

«Так небольшая железнодорожная станция Турдей в Тульской области оборачивается, по замыслу автора, мистическим узлом, где пересекаются два мира – реальный и художественный, а любовь, достигая своего максимального напряжения, становится искусством», – говорится в анонсе спектакля.

Молодой режиссёр Денис Сорокотягин обозначил жанр постановки как «читакль»: в ней соединяются элементы музыкально-драматического спектакля и литературной читки. Сценическая версия включает в себя тексты поэтов-обэриутов Николая Олейникова, Александра Введенского, Даниила Хармса, а также Михаила Кузмина, Данте Алигьери и самого Дениса Сорокотягина.

«В “Манон” фактически документальный текст делает попытку оторваться от жизненной правды и осмыслить её через искусство, которое сопровождает главного героя всю жизнь, – говорит Денис Сорокотягин. – Один из эффективных методов для переживания трудных времён – отстраниться и посмотреть на всё со стороны. На время сегодняшнее через призму прошлого, в котором, как выяснилось, всё скроено по тем же лекалам».

Художник спектакля Елизавета Архангельская рассказывает, что постановка собрана «из лоскутков – холстов рококо, стихов прошлого века и шекспировских трагедий, разложенных по страницам военной хроники. Где серая степь расцветает садом и рельсы звучат виолончелью. Ни виолончель, ни сад не заглушают взрывы, но в промежутках между ними людям всё равно удаётся любить и жить».

В спектакле заняты Любовь Логачёва, Роман Калькаев, Юлия Зыбцева, Степан Аникеев-Кондрашин, Денис Сорокотягин.

В преддверии премьеры, 4 октября в 17.00, в Театре Елены Камбуровой состоится лекция известного галериста, искусствоведа и арт-критика Ильдара Галеева «Всеволод Петров в зеркале ленинградской культуры». Вход на лекцию по предварительной регистрации.

 

Комментарии
Предыдущая статья
Умер украинский театральный критик Олег Вергелис 01.10.2022
Следующая статья
Дмитрий Крестьянкин выпускает спектакль по письмам и дневникам Теляковского 01.10.2022
материалы по теме
Новости
Михаил Бычков исследует сегодняшних потомков «Мещан»
26 и 27 ноября в Воронежском Камерном театре пройдёт премьера спектакля «Мещане» по одноимённой пьесе Горького в сценической редакции и постановке художественного руководителя театра Михаила Бычкова.
Новости
Елизавета Корнеева ставит симфоническую драму Эрика Сати
Сегодня, 25 ноября в московском ДК «Рассвет» пройдёт премьера постановки независимого театрального проекта Montecchi VS Opera — симфонической драмы Эрика Сати «Сократ» по диалогам Платона в постановке Елизаветы Корнеевой. Музыкальный руководитель — Даяна Гофман.