1 и 2 февраля в Московском еврейском театре «Шалом» сыграют премьеру спектакля Саши Золотовицкого «Голиаф» по мотивам ветхозаветного сюжета.
Выпускник мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ и Олега Кудряшова в ГИТИСе Саша Золотовицкий на лаборатории, посвящённой текстам Танаха (еврейского Священного Писания, совпадающего по содержанию с каноническими книгами христианского Ветхого Завета), выбрал историю о знаменитом великане Голиафе, предложив взглянуть на него как на живого человека и увидеть сюжет его глазами. Напомним, ранее в репертуар «Шалома» вошла «Обычная человеческая история» Ярослава Жевнерова, созданная на той же лаборатории.
Саша Золотовицкий рассказывает: «”Голиаф” — это попытка переосмысления знаменитого ветхозаветного сюжета, попытка найти того самого Голиафа, который как будто бы становится функцией, ещё одной ступенькой на пути Давида к царству и величию. Но там, за этими словами про “рост шести локтей и пядей” мог скрываться человек, обычный живой человек.
Когда я сталкиваюсь с этими древними текстами, бывает трудно приблизить героев мифов к себе. И, действительно, о чём думал Авраам, поднимаясь с сыном в гору для жертвоприношения? Как переживал Иов все испытания, посланные им Сатаной? Как тот же Давид боролся с искушением согрешить с Вирсавией? И так далее, и так далее… Мы забываем, что всё это были живые люди.
В этой работе хочется, чтобы древняя легенда стала поводом для простой, в чём-то даже наивной истории о небольшом (как бы странно это ни звучало) и тихом человеке, живущем в непростое и крайне неподходящее для него время. Человеке, который становится жертвой обстоятельств и амбиций начальства. Человеке, который не смог уйти от своей судьбы».
«Вместе со своей командой — художницей Марусей Павловой, режиссером по пластике Сашей Колосовской, художником по свету Александром Краснодедом — режиссёр разрывает эпическое повествование и погружает зрителя в будни Голиафа, — говорится в пресс-релизе. — И на этом противопоставлении пафоса и приземлённости строится глубокая постироничная философия спектакля. В нем удивительным образом переплетаются элементы древнего эпоса и современности. Художественное и музыкальное оформление постановки усиливают этот контраст, объединяя пафос битвы и повседневную жизнь. Музыка двух современных композиторов Ильи Шарова и Дмитрия Рессера также подчёркивают этот контрапункт. Она помогает нам услышать, как могла бы звучать древняя битва между филистимлянами и израильтянами во всём её пафосе на пике эмоций, и в то же время стать аккомпанементом к быту обычного человека».
В спектакле будет участвовать компания молодых артистов. Двое — Александра Ахметзянова и Константин Фридовский — в 2024 году окончили курс Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, у него же учился Сергей Шадрин, один из экс-участников «Июльансамбля». Четвёртый участник, Фёдор Бычков, — выпускник мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. А заглавную роль сыграет однокурсник Бычкова Иван Орлов. Он учится не в актёрской, а в режиссёрской группе, поэтому сейчас ещё остаётся студентом выпускного курса, однако актёрское образование у него тоже есть: более десяти лет назад он окончил мастерскую Юрия Соломина в Щепкинском училище.
«Если говорить про актёрское существование, то персонажи на сцене существуют параллельно в двух планах: с одной стороны, это библейские воины, сошедшие с барельефов (и мы в мизансценах целенаправленно ищем эту “барельефность”, скульптурность), а с другой стороны, это практически современники, ведущие своё тихое, неспешное, аккуратное, даже нежное, я бы сказал, существование, — рассказывает Саша Золотовицкий. — Именно на этом контрасте строится наш сценический язык — так и только так библейский персонаж вдруг становится близким и понятным нам».