6 декабря 2020 года прошла онлайн-премьера фильма о немецком композиторе «Хельмут Лахенманн. Мой путь».
К 85-летию известного композитора современности и автора текстов по теории музыки немецкий режиссёр и видеохудожник Вибке Пёпель выпустила фильм «Хельмут Лахенманн. Мой путь».
Премьера фильма (на немецком языке) прошла на телеканале SWR Fernsehen и на платформе ARD Mediathek, где он будет доступен в течение месяца до 6 января 2021 года.
Это документальный и в то же время личный фильм – в нём показан не только процесс работы Лахенманна и репетиции с британским дирижёром Саймоном Рэттлом и с берлинским филармоническим оркестром, но есть и кадры из его повседневной жизни в доме в Леонберге и в его мастерской около озера Маджоре, где он до сих пор создаёт свою музыку. Кроме того, в фильм вошли фрагменты из первой хореографической версии оперы «Девочка со спичками» («Das Mädchen mit den Schwefelhölzern»), которую немецкий балетмейстер Кристиан Спак создал для балета Цюриха в сезоне 2019/20. Напомним, мировая премьера оперы «Девочка со спичками», (либретто основано на текстах Ганса Христиана Андерсена, Леонардо да Винчи, Гудрун Энсслин, Фридриха Ницше), которую композитор писал 6 лет, прошла в 1997 году в Гамбургской опере. В 2013 году специально для Руртриеннале её поставил Роберт Уилсон.
С 2015 по 2018 Вибке Пёпель также выпустила серию из семи DVD «Lachenmann Perspektiven» («Перспективы Лахенманна») с записями его оркестровых произведений. Это стало отправной точкой для создания полнометражного фильма о композиторе.
Напомним, Хельмут Лахенманн родился в 1935 году в Штутгарте. С 1955 по 1958 году обучался в Штутгартской Высшей школе музыки по классу фортепиано (у Юргена Уде) и композиции (у Иоганна Непомука Давида). С 1958 по 1960 годы Лахенманн учился у итальянского композитора Луиджи Ноно в Венеции. Свой творческий метод он называет «инструментальной конкретной музыкой» («Musique Concrète Instrumentale»), которую нельзя оценивать с позиции таких классических критериев, как гармония и ритм. В своих произведениях он бросает вызов привычным способам восприятия музыки. «До сих пор он продолжает искать, расширять границы и открывать новые горизонты в музыке для того, чтобы найти в ней что-то своё: “Горе вам, если вы просто гуляете в раю звуков или шумов, вы должны съесть запретное яблоко!“», – отмечается на сайте фильма.
По данным Stravinsky.online (первое русскоязычное медиа о новой музыке, основанное командой молодых музыковедов из Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 году), в России Лахенманна в основном исполняет «Студия новой музыки»: композитор приезжал в нашу страну только в 2013 году на XIV фестиваль «Московский форум», который был посвящён новой музыке России и Германии («За колючей музыкой» – так была сформулирована основная тема фестиваля). Осенью 2020 года в Московской консерватории прошёл концерт-портрет к двойному юбилею «Лахенманн | Бетховен», где в том числе прозвучал фрагмент из его оперы «Девочка со спичками».
Вибке Пёпель — берлинский режиссёр и видеохудожник. За последние 20 лет она сняла несколько фильмов о современном танце («Fora Dento», 2004; «Circulatura», 2009), создала анимации о голландском архитекторе Реме Колхасе и трейлеры театральной группы Rimini Protokoll. Её фильмы (танцевальные, короткометражные и документальные) показывали на международных кинофестивалях и по телевидению. Кроме того, многие видеоинсталляции становились частью театральных и концертных постановок в Chassé Theater Breda (Нидерланды), Musiksommer Leipzig и Konzerthaus Berlin (Германия).