24 и 25 марта на Малой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Андрея Гончарова «Далёкая Радуга» по одноимённой повести Аркадия и Бориса Стругацких.
«Далёкая Радуга» была написана в начале 1960-х и, по словам авторов, вдохновлена просмотром фильма Стэнли Крамера «На берегу». Стругацкие задумали создать роман-катастрофу — историю о человечестве на краю гибели, многообразии «последних выборов», которые совершает каждый перед лицом смерти, и о том, что может привести благополучное интеллектуально развитое общество в подобные апокалиптические обстоятельства. Исследование личной и общей ответственности, противопоставление искусственного интеллекта человеческой природе (в том числе её творческой составляющей) входят в число центральных мотивов «Далёкой Радуги» — истории о событиях XXII века на планете Радуга, ставшей площадкой для эксперимента, обернувшегося техногенной катастрофой.
Режиссёр Андрей Гончаров не впервые обращается к «футурологическим» и научно-фантастическим мотивам 1960-х, включая тему «физиков и лириков»: эта образность и круг тем стали определяющими, например, в его версии гоголевской «Женитьбы» в Театре на Таганке. Однако именно спектакль «Женитьба. Трагедия?» был исключением в плане выбора материала: как правило, Гончаров работает с малоизвестными и «несценичными» прозаическими текстами. В частности, он поставил в МТЮЗе новеллы Шервуда Андерсона («Семья Грей») и Томаса Манна («Маленький господин Фридеман»), а недавно выпустил там же масштабный спектакль для детей и подростков «Бесконечная история» по одноимённому роману Михаэля Энде. В МХТ имени Чехова Гончаров также выпустил «крестьянский триллер» на основе «неочевидного» текста — рассказа Замятина «Чрево». Эта премьера прошлого сезона идёт на Новой сцене МХТ — самой камерной из трёх площадок театра.
На фото – Ольга Литвинова на репетиции спектакля «Далёкая Радуга» © Александра Торгушникова
Премьера «Далёкой Радуги», жанр которой обозначен как «научная фантастика», будет более масштабной — она пройдёт на Малой сцене МХТ. Исполнители центральных ролей в «Чреве» — Артём Быстров, Ольга Литвинова и Антон Лобан — будут заняты и в новой постановке. Их партнёрами станут Павел Ворожцов, Мария Карпова, Алексей Краснёнков, Данил Стеклов и Павел Филиппов. В постановочную команду спектакля вошли соавторы Гончарова по «Бесконечной истории» — художник Сергей Илларионов и автор инсценировки, актриса Надежда Толубеева.
О «Далёкой Радуге» Андрей Гончаров говорит так: «В далёком будущем, придуманном Стругацкими, человеческая жизнь лишена предпосылок для конфликтных ситуаций. На планете Радуга нет денежных отношений, нет религиозных направлений, не существует политических границ и принадлежности человека к определённому гражданству. И главное — люди будущего могут заниматься тем, что любят и во что верят. Они реализуют свой творческий потенциал в науке, искусстве, педагогике — они имеют возможность быть „подлинно счастливыми людьми“. При этом выясняется, что что-то очень важное всё-таки упущено ими при построении своего идеального социума. Так как в конечном итоге всё приходит к катастрофе, которую люди будущего инициируют своими руками. Чего же не учли люди будущего, к чему они были недостаточно внимательны?».
На фото – Павел Ворожцов на репетиции спектакля «Далёкая Радуга» © Александра Торгушникова
Помимо упомянутых выше Илларионова и Толубеевой, соавторами режиссёра в работе над премьерой стали художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Игорь Домашкевич и авторы саунд-дизайна — саунд-лаборатория Высшей школы экономики SoundLab HSE.
Напомним, Андрей Гончаров окончил РГИСИ (курс Вениамина Фильштинского) в 2016 году. Ставил спектакли в петербургском «Этюд-театре», Саратовском ТЮЗе, Норильском Заполярном театре драмы, в МТЮЗе и Театре на Таганке.