Премьера новой постановки худрука Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева (Улан-Удэ) Сергея Левицкого — семейного спектакля «Добывайки» (6+) по культовой книге Мэри Нортон — намечена на 27 и 28 февраля.
Режиссёр Сергей Левицкий нередко работает над своими спектаклями и как художник. Визуальная, пространственная часть спектаклей Левицкого становится смыслообразующей, при этом зачастую бывает очень зрелищной. Однако в новой работе он впервые будет создавать масштабную сказочную историю. Подобным опытом стала для него недавняя «Сказка странствий», семейный «спектакль-шоу» с элементами цирка, пластическая и визуальная постановка. За визуальную и пластическую составляющие, впрочем, тогда отвечала приглашённая из Петербурга команда. «Добываек» Левицкий как художник придумывает сам, но над пластикой вновь работает соавтор по «Сказке странствий» Игорь Григурко.
В основе «Добываек» — одноимённая книга британской писательницы ХХ века Мэри Нортон. В этой сказочной повести рассказывается о крошечных существах — добывайках. Добывайки живут под полом в домах обычных людей и порой «одалживают» у них вещи, которые для маленьких человечков имеют совсем другое значение («Столом для них может служить обычный напёрсток, спичечный коробок — кроватью, а почтовая марка — картиной, украшающей жилище, — напоминает, в частности, Бестужевский театр в анонсе спектакля. — Настоящим приключением для них может стать переход из спальни на кухню, а встреча с тараканом или тем хуже пылесосом может и вовсе обернуться катастрофой»).
Фантастическую историю о добывайках неоднократно переносили на мультипликационный и киноэкран — в частности, по этой повести снят знаменитый фильм «Воришки» и аниме «Ариэтти из страны лилипутов». Однако для театральной версии сказочный мир «Добываек» — немалый вызов.
Сергей Левицкий рассказывает о замысле спектакля: «В детстве мне всегда хотелось уменьшиться в собственных размерах за тем, чтобы попасть в игрушечные дома, автомобили и прочее и посмотреть, как там всё детально устроено внутри. А Мэри Нортон написала об этом целую историю. Для этого спектакля сделаны очень масштабные декорации. На сцене будет представлен мир людей-„великанов“: гигантские предметы, с которыми работают крошечные на их фоне артисты. Спектакль будет синтезом жанров визуального, пластического, с элементами цирка и драматического театра. Надо сказать, что вся „музыка“ в спектакле записана без единого музыкального инструмента. Вместо них используются голоса артистов».
Напомним, Сергей Левицкий окончил Восточно-Сибирскую Академию культуры и искусств (специальность — режиссёр театра, 2008) и режиссёрскую магистратуру Школы-студии МХАТ и ЦИМа (2014). С 2015 — художественный руководитель Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева (Улан-Удэ), где поставил целый ряд спектаклей, в том числе вошедшие в Long list «Золотой Маски» разных лет («Фронтовичка», «Dejavu», «Преступление и наказание», «Осенний марафон», «Ричард III», «Смерть Тарелкина»). Авторский спектакль Сергея Левицкого «Наводнение» по мотивам повести Замятина в нынешнем сезоне претендует на «Золотую Маску» в пяти номинациях — Бестужевский театр впервые в своей истории стал участником конкурсной программы фестиваля.