В Архангельском театре драмы готовят вторую премьеру по текстам Фёдора Абрамова

На фото: сцена из спектакля "Сарафан" Марии Критской © Фото предоставлено пресс-службой Архдрамы

21 марта на основной сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова представят премьеру спектакля Владимира Хрущёва «Пряслины. Две зимы и три лета» по мотивам романа Фёдора Абрамова.

Владимир Хрущёв, ранее уже поставивший в Архдраме спектакль «Амфитрион», рассказал журналу ТЕАТР. о процессе репетиций, о том, как, по его мнению, сделать Абрамова «не музейным» и какой сюжетной линии уделяется в будущем спектакле больше внимания: «Застольный период» мы очень быстро прошли, потому что люди оказались, к моему счастью, в материале. Они со школы знают автора и даже цитаты из произведений. Мне нужно было три тома осваивать, – а актёры уже через это прошли. Поэтому некоторые разговоры мы миновали, что облегчило нам труд и сохранило время для репетиций. И сразу «пошли ножками», как говорят на нашем профессиональном языке. Мы достаточно быстро идём. Очень интенсивно работаем. Артисты активно включаются в эту затею, что очень приятно. Сейчас уже можно сказать, что Дмитрий Беляков будет играть Михаила Пряслина – это уже точно. На роль Егорши у нас два артиста. Они оба хороши и, наверное, оба останутся – это Вадим Винтилов и Михаил Кузьмин. И очень любопытные Варвары – Мария Новикова и Мария Беднарчик. Они обе разные, обе интересные, поэтому тоже, наверное, войдут в эту историю парой.

Мы стараемся заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. Мне более интересна история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них это проходит, даёт ли им автор, деревня,время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках. Мне кажется, что это интереснее всего исследовать, потому что восемнадцать лет – это «ароматный» возраст. Отношения двух друзей Егорши и Михаила хочется показать. Для меня это очень близко, и я думаю, что зритель тоже будет следить именно за этим. Всё остальное – это обстоятельства: люди вокруг них, мамы, папы, вдовы… А интересна как раз эта молодая тройка. Над спектаклем со мной работают Анатолий Шикуля, замечательный художник, автор сценографии. Художник по костюмам – Ирина Титоренко, Лора Максимова – художник по свету, приезжающая к нам из Москвы. И ещё композитор из Перми – Евгений Габов. Ещё, конечно, Олег Щукин будет заниматься с артистами вокалом. Большая бригада. Ну, и персонажей у нас двадцать восемь. Это деревенский эпос. Очень хочется сделать спектакль с любовью к людям. И это получается, к моему счастью. Во мне отзывается цитата Абрамова: «Любовь и боль были мотивами написания этого произведения». Боль – это то, что заставляет нас относиться к этому серьёзно, а любовь – это то, что нас мотивирует сделать светлую историю. С трепетом, с нежностью. Мне кажется, что мы делаем очень современный спектакль с эмоциями, оценками и отношениями современного человека, который оказался в таких сложных предлагаемых обстоятельствах. Меньше всего хочется делать стандартный пафосный эпос про деревню. Я надеюсь, что это будет очень живая история».

Напомним, что 28 февраля в репертуаре Архдрамы, на камерной сцене, появился еще один спектакль по абрамовским произведениям: режиссёр Мария Критская соединила паззлы-рассказы писателя «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторые записи из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава» в единую историю под названием «Сарафан». В день рождения Абрамова, 29 февраля, спектакль показали на малой родине писателя – в селе Веркола.

«Для Абрамова каждое слово – это бой, битва. Сердце автора – в деревне, – рассказывает о постановке сама режиссёр. – А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит. Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. И жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога».

В камерном спектакле заняты Людмила Советова, Татьяна Боченкова, Мария Степанова и Анна Патокина.

24 марта в 19:00 спектакль «Сарафан» покажут в Санкт-Петербурге в Выборгском ДК.

Комментарии
Предыдущая статья
Коронавирус стал причиной закрытия театров в Австрии 11.03.2020
Следующая статья
Презентация нового номера журнала ТЕАТР. пройдёт в Центре Вознесенского 11.03.2020
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».