15 февраля в 15:00 в Медиацентре Новой сцены Александринского театра пройдёт презентация книги Владимира Колязина «Дpeвo Мейерхольдово», которая завершит цикл событий к 150-летию режиссера.
Завершающим событием Года Мейерхольда в Александринском театре станет презентация книги доктора искусствоведения, историка театра Владимира Колязина «Дpeвo Мейерхольдово». Работа посвящена двойному юбилею — 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда и 100-летию его внучки Марии Валентей. В работе обобщается опыт многолетних трудов автора по созданию генеалогического древа великого русского режиссёра, где рассматривается история рода в целом и отдельных его ветвей — польской, немецкой и русской, праотцовской, отцовской и материнской. Исследователь опирается на солидную архивную базу, источники, в большинстве своём до последнего времени не привлекавшие внимание искусствоведов, и при этом предлагает новый взгляд на биографию Мейерхольда, подчёркивая интернациональные и западнические корни его художественного мировоззрения.
Владимир Колязин рассказывает о своей работе: «Исследование рода Мейерхольдова составлялось и писалось на протяжении многих лет с ощущением, что напротив сидит и внемлет незабвенная внучка Всеволода Эмильевича Мария Алексеевна Валентей, забыть которую невозможно, как и беседы с ней, её человеческую теплоту, её готовность помочь. Нельзя не помнить о трагическом роке — “трагедии Мейерхольда, не уступающей античным” (А. Мацкин), но будем помнить о том, что было и рождалось навсегда во имя искусства. И будем надеяться, что разбросанные по миру немногочисленные представители других ветвей рода, у которых, наконец, появились адреса, однажды встретятся с отпрысками русской ветви по образцу яснополянских собраний и сделают что-то очень важное во имя Мастера, о чём мы даже не можем предполагать».
Историк театра, шекспировед Алексей Бартошевич так отозвался об этой книге: «Я назвал бы эту увлекательную фактографическую работу романом разысканий. Тут важен не только предмет поисков, но и сам их процесс, причём этот процесс способен временами становиться, так сказать, интерактивным — когда обнаруженные родичи Всеволода Эмильевича так или иначе реагируют на информацию о том, что их связывает с человеком, о самом существовании которого они, возможно, только узнали. И с этого часа их жизнь становится чуть иной, чем была дотоле. И ещё одно. Даже безотносительно к Мейерхольду развернутая автором картина свидетельствует о механизмах сложения культуры ХХ века: серия политических и социальных взрывов, через которые прошло человечество, как это и бывает со взрывами, страшно далеко разбросала осколки когда-то цельного здания; династии, семьи или просто люди оказались разнесены по углам гигантского пространства. Теперь не странно, что потомков восточно-германской семьи можно найти где угодно, на разных континентах, включая даже Африку. Так и складывается водоворот современной глобалистской культуры, в которой всё смешано и сплавлено».