На 81-м году жизни не стало художественного руководителя петербургского Театра имени Комиссаржевской Виктора Новикова.
Виктор Новиков — театровед по образованию (выпускник ЛГИТМиКа), и в Театре имени Комиссаржевской он начал работать как завлит. Эту должность Новиков занимал с 1968 по 1991, прославившись в театральном Петербурге как мастер «литования» — получения «литов», цензурного одобрения на постановку пьес, которые, как казалось, должны были быть запрещены. Кроме того, он занимался поиском новых драматургических имён, и в числе его открытий был, например, Григорий Горин.
В 1991 году Новиков стал художественным руководителем Театра имени Комиссаржевской и оставался им до конца жизни. Заслуженный деятель искусств РФ.
В публикации на сайте театра, посвящённой 55-летию работы Новикова в Театре имени Комиссаржевской (оно отмечалось в декабре 2023), приводятся, в частности, слова Льва Додина: «В моём представлении он продолжает оставаться всё тем же юным Витей Новиковым, с которым мы познакомились, а потом подружились в давние годы нашего соученичества в тогда ещё Ленинградском театральном институте имени Александра Николаевича Островского. В моём восприятии Виктор ничуть не изменился. И это, может быть, одно из самых главных его достоинств. Виктор всё так же остроумен, парадоксален в мышлении, в поступках, блестящ на слово. Виктор всё так же любит литературу и с каждым годом становится всё более блистательно образованным и знающим литературу и искусство человеком. Виктор всё так же любопытен ко всему, что происходит в мире, и особенно ко всему, что происходит в мире искусства. Витя всё так же беспафосен, ироничен и внутренне очень серьёзен и целостен. Витя может с юмором и с иронией говорить о многом, но внутренние его ценностные установки всегда остаются всё теми же, они всегда подчинены верности, благородству, честности, человеческой доброте. Витя — замечательный друг и нежный товарищ; знать, что его плечо всегда где-то недалеко, очень важно для жизни всех его друзей.
Виктор долгие годы был заведующим литературной частью, незаменимым помощником Рубена Сергеевича Агамирзяна, и это был, может быть, чуть ли не единственный заведующий литературной частью в опыте моей жизни, от которого я ни разу не слышал ни одного недоброго слова ни о своём прямом начальнике, ни о своём Театре. Таким же Витя остался, когда стал художественным руководителем Театра, который он мужественно и последовательно ведёт уже много лет той дорогой, которой считал верной его наставник Рубен Сергеевич. Может быть, в глубине души Витя понимает и сложности, и проблемы, с которыми сталкивается Театр, с которыми он сталкивался ещё и раньше, когда был совсем молодым, но он, верный полузабытой сегодня уже художественной этике, решает эти проблемы внутри себя и внутри своего, любящего его, я уверен, коллектива.
Виктор Абрамович — один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово значит многое и для многих. Для меня, например, те или иные оценки им моих работ — всегда одна из самых главных и немногих мне интересных и важных точек зрения. И я благодарен Вите и Ларе, что они бывают на всех наших премьерах, много, горячо, искренне общаются с нашими артистами и сотрудниками. Словом, Виктор Новиков — многолетний художественный руководитель Театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской, хороший знакомый Иосифа Бродского, близкий друг Михаила Барышникова, дружбе этой он оставался верен даже в самые тяжёлые, запрещающие всякую дружбу, годы; Виктор Новиков — неотъемлемая и необходимая составляющая санкт-петербургского художественного пейзажа».
Редакция выражает соболезнования семье, друзьям и коллегам Виктора Абрамовича.